Считался героем посмертно

Фото: kuzbass.aif.ru

Высота Лазарева

18-летний Николай Лазарев попал на фронт в июне 1944 года после окончания школы младших командиров и сразу получил в распоряжение отделение танковой бригады. В сентябре Советские войска вели бои под Ригой, там же оказалось и подразделение Николая, которому было поручено занять и удерживать безымянную высоту под деревней Скудрес. Командир взвода был тяжело ранен, командование остатками взвода принял юный ефрейтор. Автоматчики сражались четверо суток и отразили 13 контратак противника, но поток фашистов не иссякал. Враг видел, что на этой высоте у русских нет ни танков, ни зенитных пулеметов, чтобы прикрыть автоматчиков. «Тигры» шли на людей безбоязненно, но каждый раз натыкались на невероятное сопротивление. В одном из боев Николай Лазарев сам ринулся останавливать немецкие «тигры», вооружившись противотанковыми гранатами. Метким броском он подбил головной танк, затем второй, расстрелял 12 фашистов. Последнее, что он запомнил, – самоходную установку немцев, выстрел и грохот разорвавшегося рядом снаряда.    
   

Пример командира воодушевил бойцов: с еще большим остервенением они начали громить врагов, те в панике бежали, оставив на поле боя около двух взводов убитыми. Позже высота получила имя Лазарева, ведь это его подвиг решил исход боя.

Потом судьба юного героя раскололась надвое – на архивную и реальную. В октябре 1944 родные получили похоронку и письмо, в котором детально описывался подвиг Николая и сообщалось: «Ваш сын представлен командованием к присвоению звания Героя Советского Союза (посмертно)». В действительности же после боя Лазарев очнулся в тыловом госпитале в Иванове. Он получил тяжелое ранение в голову, был ранен в обе ноги, в руку, ничего не видел правый глаз. Врачи и не надеялись, что он выживет (не случайно, значит, попал герой в списки погибших). Но сибирская закалка и молодость сделали свое дело – парень встал на ноги и ушел догонять свою часть. «Ехали бы вы лучше домой», – советовали ему. «Только через Берлин», – настаивал на своем Лазарев. И, скрыв слепоту на один глаз, он снова пробился в танковую бригаду, с ней воевал в Польше, с ней дошел до Берлина, позже за взятие Рейхстага получил орден Красной Звезды. И только тогда вернулся в Сталинск.

Нашел себя среди погибших

Дома весь израненный 19-летний парень стал работать на Кузнецком меткомбинате электромонтером, а по вечерам учился в школе рабочей молодежи, потом – в металлургическом техникуме. Когда в Новокузнецке развернулось строительство нового комбината, он принял в нем участие, а затем трудился мастером прокатного стана, инженером по оборудованию.

На 30-летие Победы Лазарев вернулся в те места, где гранатами и автоматным огнем останавливал «тигры». Недалеко от деревни Скудрес нашел братскую могилу. Со слезами на глазах читал имена погибших товарищей и вдруг побелел: под номером 98 в списке значился старший сержант Н. И. Лазарев! Такое страшное напоминание о войне и очередное испытание характера приготовила ему эта высота. Для военного архива в реальной жизни Лазарева, оказывается, не существовало! Но в 1990 году Николай Иванович все-таки получил золотую звезду и высокое звание Героя Советского Союза.

Смотрите также: