– Елена Борисовна, что, по вашему мнению, сегодня может заинтересовать молодое поколение, вызвать у него не равнодушное отношение, а искренний отклик в сердце и слезы на лице?
– Больше всего заинтересовывает личное общение с ветеранами, их воспоминания, причем неформальные подробности, детали личного характера, а не учебники и школьные музейные экспозиции. Тут в качестве примера приведу случай из практики коллег-историков. Студентки педакадемии ходили к ветеранам, разговаривали, записывали их воспоминания, а после – не могли удержаться от слез! Настолько сильно действует личное общение. Ни один учебник, музей, памятник не способен вызвать схожие по силе эмоции. Через такие вещи и надо воспитывать.
На чем стоит история?
– Зачем культивируется память о войне: ради ветеранов или молодого поколения? Другого слова подобрать не могу, потому что иногда кажется, что подвиги наших дедов становятся не памятью, а примером для какой-то агитации.
– Великая Отечественная война – сегодня это основа воспитания государственного патриотизма. Это попытка создать почву для национального единства, для некой солидарности. Это событие, к которому все, безусловно, относятся одинаково – как к нашему общему подвигу, общей боли, что объединяет всех россиян. Та основа, те редкие моменты единения нации. Печально то, что пытаются выстраивать патриотизм на одной дате, на единственном историческом событии, как будто нам больше нечем гордиться. Если вся государственная идеология держится только на победе в ВОВ, это очень ущербно и ограниченно.
– Что, по вашему мнению, можно еще предложить, чтобы патриотическое воспитание не было ущербным?
– Элементарный пример для Новокузнецка: можно поднять какие-то исторические факты, связанные с горожанами, жившими здесь в разное время и делавшими что-то для города. Повесьте, скажем, на доме купца Фонарева мемориальную доску: «Тут жил Иван Конюхов, который всю жизнь собирал летопись города по крупицам». Или создайте места в память о тех, кто выделил деньги на какие-то важные вещи, давшие толчок развитию города. На таких примерах тоже имеет право культивироваться патриотизм. Благо, сейчас многое делается, чтобы сохранить память о Николае Ермакове – ярком примере того человека, который сумел обойти рамки строгой застойной системы и сделать столько для Новокузнецка, сколько никто ни до ни после него не сделал. Будучи секретарем горкома, он «выбил» для города такое, что нам по статусу не было положено иметь, – цирк, Бульвар героев, крытый спортивный комплекс.
Памятники и даты
– Вам не кажется, что даже тема Великой Отечественной войны вспоминается, будто по чьей-то указке? Взять, к примеру, памятник Неизвестному солдату, который долгое время рассыпался на глазах у горожан и о котором вспомнили только накануне Дня Победы.
– Согласна, у нас можно что-то реально сделать под какие-то юбилейные кампании и памятные даты. Памятники и мемориальные доски могут годами не реставрироваться и ждать 65-летия или теперь уже 70-летия Победы, и тогда на них будут выделены средства. А раз в этом году не юбилейная дата, то и большие деньги тратиться не будут.
В каждом районе города есть памятники о войне. Однако посмотрите, как они отражают участие нашего города в победе. Это память о подвиге на фронте, о тех, кто жизнь отдал за Родину. Слов нет, это похвально. Но уникальная роль конкретно нашего города в этих памятниках не представлена.
Память о войне
– И что вы предлагаете? У нас в области нет городов-героев, нет сел, под которыми шли ожесточенные бои. Мы всегда были тылом.
– В том-то и дело – мы были тылом! У Новокузнецка в этой войне совершенно особая роль, которую играл он один. Его вклад в оборонную промышленность неоценим. Но он практически никак и не отражен. Есть у нас еще памятники трудового подвига, кроме танка на площади Побед? Нет. Повседневный тяжелый труд, подвиг людей в тылу, нынешних бабушек и дедушек, которые подростками стояли у станков, – эта другая сторона войны никаким образом в нашей памяти не представлена.
А все потому, мне кажется, что у нас патриотизм понимается очень узко. Патриотизм в плане «жизнь отдать» – он понятен, а патриотизма в плане повседневного труда нет. И он практически никак не культивируется. Нет форм и способов передавать память о людях, которые внесли свой вклад в победу чем-то другим. И это любой войны касается: у нас нет привычки увековечивать память тех людей, которые доказали свой патриотизм не кровью, а потом.
А ведь между тем в истории страны Новокузнецк играл не только роль тыла. Была и героическая история, в которой горожане стояли на передовой, защищая юго-восточные границы империи. Причем эти подвиги продолжались не четыре года, а на протяжении десятков лет. Разве эти события не дают права новокузнечанам гордиться своим городом? Кто про те войны помнит и знает?
Немногие помнят. Город действительно был форпостом на юго-восточной границе Российской империи, удерживал ее 100 лет. А памятника никакого нет. Этим казакам, которые на протяжении века чуть ли не каждый год отбивались от кочевников, сколько восстанавливали сожженный врагами острог. Неужели они не заслужили памяти? Эти события тоже могут быть почвой для патриотизма, который пока никак не раскрыт и никак не представлен. Вклад города в одну и в другую войны – почему бы не выстроить непрерывную линию военной истории Новокузнецка? Это уж точно не помешало бы воспитанию молодежи!
– Сколько лет еще День Победы будет отмечаться как государственный праздник?
– Как минимум, пока живы ветераны. Но когда-нибудь война 1941-1945 гг. станет в один ряд с Отечественной войной 1812 года, которую тоже почитают, вспоминают, но уже не так широко. Однако на государственном уровне – я уверена – эта тема всегда будет востребована: эти события еще долго будут использовать сторонники и противники разных режимов и точек зрения, чтобы продемонстрировать, какие были крутые вожди, которые победили фашизм, или, наоборот, какие мы жертвы, как бездарно были потеряны миллионы жизней.
Смотрите также:
- В городе великих людей. Библиотекарь – об истории, судьбах и памяти →
- В Новокузнецке ветеран стал котом →
- Смешались в кучу юбилеи →