200-летие Отечественной войны 1812 года не удалось увековечить установкой памятника генерал-фельдмаршалу Кутузову. Денег не нашлось.
Однако настрой у властей был серьёзный. К середине года даже удалось выяснить, как памятник должен выглядеть. В открытом конкурсе, который провела городская администрация, победил эскиз Константина Зинича из Красноярска. За победу в конкурсе красноярцу полагались не только почести, но и премия в 34 тыс. 483 рубля. Ещё два художника получили премии по 28 тыс. 736 рублей и 22 тыс. 988 рублей, хотя непонятно, как их эскизы могут быть использованы для дела, ведь памятник прославленному полководцу в Новокузнецке планируется установить всего один.
Однако, т. к. памятник устанавливать решено на деньги горожан (для этих целей в «Сбербанке России» открыт специальный счёт, на который к концу 2012 года поступило около 300 тыс. рублей пожертвований), что-либо конкретное о сроках изготовления и установки шестиметровой фигуры князя сказать не представляется возможным. Может быть, о нём инициаторы, а тем более горожане, уже и забыли.
Где герои современности?
Но противники установки памятника о нём помнят, как ни парадоксально. Например, член Союза журналистов России Станислав ЛИДВАНСКИЙ против того, чтобы улицу Кутузова украшал «Кофейник» на постаменте.
«Ореол героики с фельдмаршала уже снят, – утверждает в своём письме в редакцию новокузнечанин Станислав Лидванский. – Достаточно почитать таких авторов, как Троицкий, Гречена, Понасенков, Суданов и другие. В сочинениях вышеуказанных авторов он представлен не только как бездарный военачальник (за всю жизнь не выиграл ни одного сражения), но и вообще как личность довольно-таки низких моральных устоев».
Журналист припоминает Кутузову и отсутствие руководства боевыми действиями в ходе Бородинского сражения, где он умудрился проиграть битву, имея перевес в живой силе и артиллерии. И брошенных на произвол судьбы 20 тыс. раненых в Москве. И полное бездействие при отступлении армии от Москвы. И подавление крестьянских восстаний, в которых генерал-фельдмаршал отличился. И слова Пушкина из «Заметок о русской истории XVIII века» о том, что в 1794 году, когда Кутузов вернулся из Контантинополя и последний фаворит Екатерины II Платон Зубов поручил ему готовить кофе по-турецки, светлейший князь исполнил поручение неукоснительно и стал носить Платоше кофе. Поэтому, мол, в войсках и в свете закрепилось за Кутузовым прозвище «Кофейник».
Станислав Лидванский считает странным, что памятник «Кофейнику» хотят установить в орденоносном городе трудовой славы, где построены два металлургических гиганта, другие заводы, шахты. «Похоже, что теперь греметь уже будет другая слава, «кофейниковая», – сокрушается новокузнечанин. – Что, у нас своих героев нет?»
Поближе к земле
А на селе дискуссий по поводу значимости Михаила Илларионовича в русской истории не было. Памятник ему уже стоит в деревне Старый Урюп Тяжинского района. Здешнее кооперативное хозяйство носит имя генерал-фельдмаршала Кутузова, поэтому установка памятника к такой дате, как 200-летие Отечественной войны 1812 года, здесь всем показалась подходящим поводом для установки трёхметровой скульптуры.
К слову, этот монумент был изготовлен ещё в 80-е годы прошлого века, ведь в 1979 году местный колхоз им. Кутузова добился самой высокой в области урожайности зерновых, в честь чего и было решено установить памятник полководцу. Но свои коррективы в обустройство посёлка внесла перестройка. Колхоз своё существование прекратил, а памятник до нынешней осени стоял в гараже.