Примерное время чтения: 6 минут
208

Анатолий КУЛЕМЗИН: "Надоели суровые кумиры"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41 07/10/2009

В ПОСЛЕДНЕЕ время в Кемерове появилась целая куча скульптур: бабушка, внучка, собачка, доктор, медсестра, ребенок в капусте и прочие. В Мариинске теперь есть памятник картошке. В Шерегеше местные жители увековечили йети. Зачем нам столько памятников? Что мы ищем? И почему можно отлить бюст императора Александра II, но никому не приходит в голову, что можно было бы поставить памятник хотя бы пожарным? Об этом мы спросили Анатолия КУЛЕМЗИНА, доктора культурологии, почетного профессора Кемеровской области, члена Международного совета музеев.

- Анатолий Михайлович, у нас же по всей области памятники Ленину стоят, а теперь вот появляются императрицы и императоры. Как это можно расценить?

- Прошли те времена, когда поставить памятник или открыть музей можно было только с разрешения ЦК КПСС. Однако новой идеологии, привлекающей и объединяющей всех, так и не сформировалось. Бывшие партийные и комсомольские активисты вместе с бандитами начали делить народную собственность, стали именоваться предпринимателями, а кумиров, которым поклонялись раньше, видимо, забыли. Вот эти кумиры сейчас повсюду стоят. В первой половине 90-х годов прошлого века они потеряли свою актуальность, но до сих пор около 180 памятников Ленину - основателю первого пролетарского государства на планете - "украшают" города области. Если отреклись от ленинизма, видимо, нужно отказаться и от коммунистической монументальной пропаганды.

- Но не сносить же эти памятники. Большевики сами многое разрушили и уничтожили. Нам теперь делать то же самое?

- Не думаю, что можно сравнить даже по эстетической ценности то, что уничтожали большевики, с памятниками Ленину. Памятники могут охраняться, если они представляют историческую или художественную ценность. А те отлитые ленины, которых мы видим, - это средства монументальной пропаганды. Люди с древнейших времен стремились запечатлеть свои социальные, нравственные, эстетические идеалы. Так появились наскальные рисунки, изображения богов в мраморе, впоследствии - удачливых завоевателей, политических вождей. В советское время у нас взяла верх монументальная пропаганда, целью которой было формирование культа и подчинение "маленького человека" официальной идеологии. С древнейших времен власть поняла, что все величественное, огромное, высокое заставляет людей трепетать. Эти инстинкты срабатывают в животном мире. Помните, Шерхан лежит на скале, а шакал крутится внизу. Акела тоже занимал свое место выше всей стаи. И на людей такой прием тоже раньше действовал сильнее.

Трудно сказать, нужно ли памятники тому же Ленину сносить. Этот вопрос способен взбудоражить общественное мнение, привести к ненужной конфронтации. В обществе живет ностальгия по тем временам и идеалам. Когда большевики сносили памятники царского режима, это был определенный акт пропаганды. А я не вижу смысла сносить памятники, которым никто не поклоняется. Время все расставит на свои места. Не думаю, что ленины украшают наши города. Это типовые монументы, не имеющие ценности.

- Вообще люди на смене эпох часто ломали старые памятники. А у нас были такие, чтобы их сломали большевики?

- Были. Например, памятник Александру II в Мариинске. Сейчас он находится в Томском краеведческом музее. Был снесен памятник героям войны-интернационалистам. А вообще, у нас до революции таких крупных центров не было, чтобы ставить там памятники. Мариинск был крупнее Кузнецка.

- А какую функцию должны выполнять памятники? Ленины - это монументальная пропаганда. А что такое памятник картошке или памятник йети?

- Это, как и дети в капусте, как скульптуры врачей и бабушек, - малые формы декоративно-паркового искусства. Они не являются средством сохранения социальной памяти. Они должны создавать уют, настроение, формировать представление о прекрасном. Всплеск садово-паркового искусства, на мой взгляд, произошел, потому что людям захотелось жить красиво, весело и легко. Надоели суровые кумиры, горделиво стоящие на пьедесталах, призывающие к далеким и нереальным целям.

- Что же тогда считать памятником?

- Памятники сохраняют подлинную историческую информацию о том, как было на самом деле, хранят достоверную информацию о прошлом. По древним курганам, избам, крепостям мы можем воссоздать подлинную историю края. У нас в Кузбассе около 1580 таких памятников, в т. ч. археологических, исторических, архитектурных.

- Вот сейчас в том же Мариинске есть памятник императрице Марии, бюст отлили Александру II. Наверное, садово-парковое творчество людей не вполне удовлетворяет. Нужны новые памятники. Как вы считаете, может, в будущем в бронзе мы увековечим нынешних политических деятелей?

- Наши политики мудрее, а народ стал просвещеннее и критичнее. Думаю, что идеи об установке памятников сегодняшним политикам не пройдут. История существует для того, чтобы не повторяли прошлых глупостей.

- Много ли у нас памятников не на своих местах?

- Есть и такие. Я не знаю, как связаны Новокузнецк и граф Суворов. Я был против установки бюста маршала Жукова в кемеровском парке Победы. Ну что его связывает со столицей Кузбасса? Однако тогда комиссия решила, что годовщину Победы нужно увековечить установкой бюста. Я не знаю, что символизирует памятник из трех громадных штыков, стоящий в Юрге. Не знаю, зачем нам столько памятников Маяковскому. Любой памятник обязательно должен быть связан с местом, где он находится.

- А каких, на ваш взгляд, памятников нам не хватает?

- Вместо памятников коммунистическим вождям или царям должны возникнуть памятники, отражающие наши общие и вечные ценности: мужество первопроходцев, героизм солдат, подвиги людей труда и т. д. Нет у нас памятников Пущину и Харламову, заложившим град Кузнецкий; основателю столицы Кузбасса Щеглову; Тупальскому и Левандиану, заложившим первое металлургическое предприятие за Уралом близ поселка Тисуль, и многим другим. Есть памятник летчику Мартемьянову. Но что хотел им показать автор? Что Мартемьянов был молодым пацаном? Это одно. Если Мартемьянова мы хотели видеть героем, для этого нужно было выбирать другие выразительные формы. Я считаю, что он достоин более величественного памятника.

- А какими памятниками мы можем гордиться?

- В Кемерове на своем месте стоят памятники Михайле Волкову и воинам Великой Отечественной войны. Качественный памятник - рабочий в Стране Советов, который стоит на ул. Щетинкина. Очень красивый памятник дважды герою Советского Союза Шилину стоит в Киселевске. Вот в Мариинске создан, наконец, музей под открытым небом на базе памятников архитектуры в центре города, и слава богу! Надо больше заботиться о существующих памятниках.

- Но почему у нас есть памятники даже картошке и копейке, а пожарным памятника нет, как и многим другим людям не менее героических профессий?

- Отношение к труду сейчас совершенно другое, чем раньше. Нет больше трудового пафоса. Соответственно, и к людям труда другое отношение. В т. ч. поэтому нет памятников врачам, милиционерам. Не появляются новые памятники шахтерам или металлургам. Не достойны они памятников в понимании общества.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах