Бумажная волокита и хамство учеников. Молодежь редко идет работать в школу

Детям и педагогу важно найти общий язык. © / Пресс-служба Администрации Кемеровской области

Начался новый учебный год. Тревожно всем: учителям, родителям, детям. Почему дистанционное образование не для наших школ и где искать настоящих учителей? Об этом корреспондент «АиФ в Кузбассе» поговорил с кандидатом педагогических наук, заслуженным учителем РФ Ниной Недоспасовой.

   
   

Учитель, а не урокодатель!

Инна Сергеева, «АиФ в Кузбассе»: Нина Павловна, каким должен быть современный учитель? Почему на одних уроках дети сидят и слушают, а на других на него даже не реагируют?

Нина Недоспасова: Современный учитель должен прежде всего хотеть и уметь учить детей, а не просто ходить на уроки. Он должен быть профессионалом своего дела, уметь выстраивать отношения с детьми, быть толерант­ным и коммуникабельным. Зажигать сердца детей своей личностью и знаниями. Такие, к сожалению, не все. Сейчас среди учителей много урокодателей: пришли, отвели свой урок и ушли домой, их не волнует, понял ученик или нет. А ведь дети это чувствуют. Потому и отношение соответственное. Вспомните, раньше учителя после уроков подтягивали неуспевающих детей; сейчас этого нет.

Идти в педвуз нужно обязательно по зову сердца и с огромным желанием стать учителем, а не так, как это часто происходит. В Новокузнецке всегда было два крупных высших учебных заведения, одно из которых пединститут. В какой-то период многие шли сюда просто получить высшее образование, а потом устраивались на работу «куда-нибудь», но не в школу.

- Не много ли требований за такую маленькую заработную плату? Проще за такие же деньги пойти в кондукторы. Да и бумажной работы теперь куча…

- Действительно, заработная плата учителя оскорбительно низкая. Разве пойдёт успешный выпускник педвуза на такую? А кто работает в школе, вынужден брать в два раза больше уроков, чтобы просто заработать денег. Вместо 18 часов - 35, а то и больше. Безусловно, качество такой работы будет ниже.

Очень много у педагогов бумажек, которые тоже отнимают бесценное время. Оставьте учителя в покое, разгрузите его, пусть он уделит больше времени обучению детей. Считаю, что Министерству образования нужно пересмотреть требования к педагогам и освободить их от не всегда нужных отчётов и бумаг.

   
   

- А почему вы сами выбрали профессию учителя? Чем она вас увлекла? Помните ли свой первый урок?

- Большую роль в этом сыграл мой школьный учитель физики. На его уроки мы бежали, настолько они были интерес­ными. Мы были просто влюблены в него, слушали открыв рот.

После окончания Томского педагогического института я работала там ассистентом на кафедре общей физики. Переехав по семейным обстоятельствам в Новокузнецк, пришла трудиться в вечернюю школу.

Мои первые уроки сложно забыть - в те годы там учились в основном строители Запсиба и милиционеры. Захожу в класс, а там яблоку негде упасть - люди даже на подоконниках сидят и слушают, ловя каждое твоё слово. В то время авторитет учителя был огромен.

Умные дети, требовательные родители

- Дефицит учителей в регионах доходит до 11%. Почему профессия педагога теперь неактуальна, хотя они выполняют важную задачу - учат наших детей? Что нужно, чтобы поднять престиж профессии?

- Раньше мы преклонялись и искренне восхищались учителями, уважали их и любили. Сейчас в учительской среде есть люди, которые не всегда выстраивают доверительные, добрые отношения с детьми, из-за них престиж профессии падает и создаётся общая неприятная картина о педагоге, которому неинтересны дети, их обучение, который может накричать и даже унизить. Но учителя не все такие, много достойных профессионалов.

Дайте учителям хорошую заработную плату на установленную норму рабочего времени, разгрузите от бумажной волокиты, обеспечьте хорошей материально-технической базой и увидите, как изменится обучение и имидж педагога.

- Меняются и дети. На фоне гиперзаботы они стали более инфантильными, несамостоятельными, но в то же время более раскрепощёнными? Могут снимать учителя на телефон, а потом выкладывать в интернет или хамить. Как учителю реагировать на такое?

- Я бы сказала, что дети сейчас стали умнее - они много читают в интернете, много знают, могут даже проверять учителя прямо на уроке. Они более раскрепощённые: раньше мы не могли себе позволить поправить учителя, теперь это в порядке вещей.

Дети нередко преступают границы дозволенного, и это приводит к хамству и наглости. Учителю нужно проявить терпение и мудрость, психика у него более устойчивая, чем у детей. Я бы сначала не реагировала, промолчала. А потом отдельно подошла бы к ученику и выяснила причины его поведения. В таких случаях нужно обязательно подключать психолога и родителей.

- Но родители тоже стали не менее требовательными. Их жалоб в разные органы надзора и руководству школы учителя боятся больше всего, а потому могут просто «рисовать» тройки, ничего не требуя с таких детей. Почему так происходит? Почему теперь все идут на поводу у родителей?

- У некоторых родителей сейчас потребительское отношение к школе: «Мы вам отдали ребёнка, а вы учите его и воспитывайте!» Это неправильно. Учитель обучает, а воспитание в семье формирует человека, и кто, как не родители, заинтересованы, чтобы их ребёнок состоялся как личность. Родители должны заниматься своим ребёнком, а педагог в этом им помогает. Защитить сегодня учителя может только серьёзное изменение законодательства, где нужно обязательно прописать пункты о защите чести и достоинства.

Недовольны все

- Сейчас директор - это менеджер, который считает, где сэкономить, и проверяет качество образования. Раньше директорами были Учителя с большой буквы. Мы знали школы по фамилиям директоров. Достаточно вспомнить знаменитую школу Анны Герлингер. Не потому ли школьный процесс так изменился и снизилось качество обучения?

- Сейчас, действительно, мало таких ярких личностей, как Герлингер. Она жила школой, знала не только каждого учителя, но и каждого ученика, его родителей. Это большая редкость. Надеемся, что такие люди всё же обязательно у нас появятся.

Современному директору без педагогического образования руководить школой нельзя. Он должен знать, чем живёт и дышит учитель. Если глубоко не изучать свой коллектив, не понимать педагогики, не уметь решать конфликты, которые часто происходят между учителями и родителями, сложно руководить. А время ещё требует от руководителя быть неплохим менеджером.

Пандемия обязательно закончится, и мы все вернёмся к нормально жизни. Каждому из нас нужно понимать, что тяжело сейчас всем. Мы не можем изменить ситуацию, осталось только принять её достойно.

- Нина Павловна, дистанционное образование в наших школах не пошло. Недовольны были все: учителя, родители и ученики. В итоге дети значительно просели в обучении. Что пошло не так? Почему не получилось полноценного образования?

- Большинство учителей оказались не готовы к дистанционному обучению. Каким оно должно быть? Это тот же самый урок, только учитель проводит его по ту сторону экрана. А как они проходили у нас? Некоторые учителя присылают номера параграфов для самостоятельного изучения и домашнее задание. Разве это урок? Какие знания получит ученик? И проблема тут не только в желании педагогов, не у всех были технические возможности: нет быстрого интернета, хорошей техники. Учитель не в состоянии полностью обеспечить себя. И школа тоже не может ему помочь - нет материальной возможности: в какой школе стоят современные компьютеры? Поэтому, когда заговорили о полном переходе на дистанционное обучение, я сказала: это было бы преступлением перед детьми.

- Сейчас все выходят в школу в новых условиях: учителям нужны маски, необходимо соблюдать строгие правила. Как набраться сил и пережить новый учебный год?

- Мы должны настроиться на то, что это временное явление, нам просто нужно это пережить. Пандемия обязательно закончится, и мы вернёмся к нормальной жизни. Каждому из нас, учителям, родителям, детям, нужно быть терпимее друг к другу, в любой ситуации оставаться людьми и понимать, что тяжело сейчас всем. Мы не можем изменить ситуацию, осталось только принять её достойно.

Досье
Нина Недоспасова в 1966 г. окончила Томский государственный педагогический институт. С 1969 года живёт и работает в Новокузнецке. Начинала учителем физики в школе рабочей молодёжи № 17. С 1991 по 2010 год - заведующая отделом образования по Заводскому и Новоильинскому районам. С 2010 по 2017 год возглавляла Институт повышения квалификации Новокузнецка. С 2017 г. работает методистом в Центре профориентации и постинтернатного сопровождения «КРИРПО». Награждена медалями «За веру и добро», «За достойное воспитание детей», «За особый вклад в развитие Кузбасса» III степени, «За служение Кузбассу». Имеет золотую медаль лауреата Русской академии наук и искусств.