Четверть века назад многие учителя вынуждены были променять мел и указки на баулы и вещевые рынки. Уходили из профессии искать работу c более высоким доходом, чтобы прокормить своих близких.
В преддверии профессионального праздника педагогов корреспондент «АиФ в Кузбассе» спросила у победительницы городского этапа конкурса «Учитель года-2018» Анны Слемзиной, как живётся ей и её коллегам сегодня.
Купи-продай или школа?
Анна Иванова, «АиФ в Кузбассе»: Анна Исхаковна, время вашей учёбы в школе пришлось на 1990-е гг. Тогда учителя получали крохи, которых едва хватало, чтобы прокормить семью, да и те вовремя не платили. Почему вы, несмотря на учительские невзгоды, выбрали эту профессию?
Анна Слемзина: я помню, что и забастовки были, и зарплату не платили, и о том, как знакомая учительница ушла из школы и возила откуда-то тяжеленные сумки с вещами. «Я только в школу пойду работать!» - я так не рассуждала. По окончании гуманитарного класса гимназии я поступила в Алтайский государственный университет на факультет филологии и журналистики, т. е. у меня не было цели выучиться на педагога.
- Как в итоге вы оказались в школе и работаете там уже 18 лет?
- Через пять лет я вернулась в Новокузнецк с дипломом об окончании университета и принялась искать работу. Сначала сходила на собеседование на радио или ТВ, но оттуда не перезвонили. Потом решила попробоваться в мебельный салон на модную тогда вакансию менеджера. Ещё проходила собеседование на вакансию дистрибьютора в компании Procter & Gamble. Но, когда мне позвонили оттуда и пригласили, вспомнилось, как в студенческие годы на каникулах я торговала хлебом в «купаве» (популярные тогда автоприцепы, переоборудованные под торговые точки на колёсах), как целый день сидела в четырёх стенах на одном месте, а перед глазами в маленьком окошке мелькали руки с деньгами. Будто озарило меня тогда: «Я прожила полжизни в библиотеке, чтобы памперсами торговать?!»
И 28 августа я взяла телефонный справочник и начала звонить по школам. Пригласили в 107-ю. Мне директор говорит: «Ты знаешь, что будешь 3 тыс. получать?» Отвечаю ей: «Ну, где-то надо работать». И она меня взяла.
Воспитание я получила такое: не растрачивать себя на мелочи, на купи-продай. В этой жизни надо заниматься тем, что имеет смысл. Профессия «учитель», пожалуй, одна из немногих, которая наполнена безусловным смыслом. Когда я в школе, всё крутится. А если я не приду, то 45 минут 25 человек остаются без дела и без присмотра. И даже если из этих 25-ти человек не все примут от меня науку, то в любом случае они 45 минут находились под моим присмотром, а не на улице. Я в ответе за них, и они при мне. Вот в чём безусловный смысл.
За кредит – жить на работе
- Как сегодня живётся учителю? На что хватает зарплаты?
- Учитель абсолютно лишён свободного времени. Школа полностью занимает жизнь. Классное руководство, внеурочная работа, проверка тетрадей, написание планов – учитель все шесть дней в неделю с утра до ночи занят. Не остаётся времени на собственное здоровье, на занятие своими детьми, на семью, на отдых, на разгрузку мозгов, в конце концов. Чтобы выжить и прокормиться, чтобы жить на уровне, надо работать.
Далеко не каждый, даже работая на две ставки, может позволить себе съездить в отпуск на две-три недели. Отпускные дали, и на первый взгляд немаленькие. На поездку до моря хватит. А как прожить оставшиеся три месяца до первой зарплаты, которая будет только в октябре? Да, отдыхают у нас люди и за границей, в основном молодые, не обременённые семьей, либо семейные, доход которых складывается не из одной учительской зарплаты.
Сегодня учитель может и оплачивать ипотеку, и брать кредит на что-то дорогостоящее. Коллеги покупают и дачи, и машины, и квартиры. И буквально живут потом в школе, чтобы заработать на оплату этой «роскоши». Учителю, чтобы достойно жить, надо работать за двоих - на ставку прожить нельзя.
- По данным Кемеровостата, средняя зарплата педагогов общего образования в области составляет 38 тыс. руб. Сколько нужно трудиться, чтобы заработать эти деньги?
- Я таких денег ещё не получала. В прошлом учебном году было 30 часов в неделю, классное руководство, проверка тетрадей, шестидневная рабочая неделя - я за это получала 25 тыс. руб.
С премией, но без кабинета
- В 2018 г. вы получили почётное звание «Учитель года» в Новокузнецке, вошли в десятку лучших учителей Кузбасса. Что сделали, чтобы победить, и что получили?
- Конечно, очень приятно, когда дарят цветы, когда по возвращении в школу все поздравляют. В качестве материального вознаграждения я получила ноутбук от главы города и 50 тыс. руб. от губернатора. Почему победила? Наверное, потому, что всё делала искренне. Когда мне объявили, что я иду на конкурс, не стала судорожно искать, чем бы удивить, я всё взяла из наработанной практики, ни одного слова не придумала.
- В рамках конкурса вы посетили лучшие школы и классы области, увидели их оснащение, имели возможность сравнить с собственным рабочим местом. Чего недостаёт вам на работе?
- Мы были в кемеровской гимназии. Оснащена она по-современному. На мой взгляд, этим она не особо отличается от других. Во многих школах в классах есть экраны, проекторы, компьютеры. Сейчас уже не представляю учителя без компьютера с выходом в Интернет, который помогает организовать самое необходимое – питание учащихся и выставление оценок.
Лично мне не хватает свободного кабинета, одной смены, чтобы я могла после уроков остаться в своём классе, пригласить детей на дополнительные занятия. Но это проблема не конкретной школы, а в масштабах всей страны: упразднить вторую смену повсеместно пока, насколько я понимаю, нет возможности.
Кто учит детей?
- Недавно министр просвещения отметила, что в педагогических вузах вырос проходной балл. Значит ли это, что растёт престиж профессии?
- В этом году в нашу школу вернулась выпускница после окончания педагогического вуза. Впрочем, она не единственная, были примеры и в прошлые годы. Не сомневаюсь, что ещё придут выпускники: например, из моего выпуска 2017 г. восемь человек учатся в педагогических вузах, из них человека три-четыре планируют вернуться в школу. Так что я бы не сказала, что сейчас какая-то вспышка популярности профессии. Может, и растёт престиж, но молодых учителей всё равно не хватает.
- Лет пять назад школьный директор рассказывал в интервью, что молодые учителя получают низкие зарплаты, на которые вряд ли проживёшь. Может, выпускники пединститутов потому и не идут в школу?..
- Пришла к нам в школу в прошлом году молодой педагог. Со своим низким разрядом она получала столько же, сколько я. У неё было много часов, и время также было непозволительной роскошью. Введённая несколько лет назад новая оценка труда сравняла возможности и молодых педагогов, и опытных. Учителя с первого года могут зарабатывать в школе не только часами, но и участием в конкурсах, подготовкой детей к олимпиадам. Если эта работа приносит результаты, то за неё начисляется премия.
- Как и на любом предприятии, в любой профессии, люди меняют места работы по разным причинам: не сошлись характерами с руководством, нашли работу ближе к дому, дети пошли учиться в ту школу и т. д. Другое дело, когда уходят из профессии.
Учителя уходят по каким-то личным причинам, а не из-за невозможности прокормить семью, как было в 1990-х. Сейчас больше за место держатся, всё-таки в школе стабильность. Уходят люди, которые не согласны с тем, что свободное время – это непозволительная роскошь, те, кому тяжело постоянное общение. Как правило, человек понимает, что педагогика – не его стезя, после полугода – максимум двух лет работы. А если он остался, прижился, то вряд ли поменяет профессию. Возможно, перейдёт в другое учебное заведение, уйдёт на повышение, но останется в этой сфере.
Остаются учить детей люди, обладающие такими качествами, как эрудиция, начитанность, крепкие нервы, способность быстро ориентироваться в обстановке и сдерживать негативные эмоции. Во всяком случае этими качествами следует обладать учителю. Но самыми главным были, есть и остаются во все времена любовь к детям и неравнодушие к каждому отдельному ребенку.