Специальности для будущего
Олеся Евдокимова, АиФ-Кузбасс: Елена Леонидовна, не столько выпускников, сколько родителей многие годы волнует один вопрос: насколько кузбасские вузы могут сейчас конкурировать с вузами соседних регионов?
Елена Руднева: Если смотреть в целом, то наша система высшего образования немного проигрывает и Новосибирской, и Томской области. Например, традиции томского образования исторически сложились раньше, чем у нас. Даже если вспомнить 50-е годы XX века – там уже была серьёзная высшая школа. Тот же Томский государственный университет основан в 1878 году. А в Кемерове в 50-е годы XX века был только один педагогический институт и, в общем-то, всё.
Но здесь, на мой взгляд, нужно рассматривать систему образования не глобально, а по конкретным специальностям. Допустим, что касается горных, инженерных, технических специальностей, то у нас практически во всех вузах очень хорошо поставлена система учёбы с привязкой к предприятиям. Что, естественно, хорошо сказывается на качестве. Мало того – у студентов есть выход на конкретных работодателей уже во время обучения. Поэтому если человек решил остаться в Кузбассе, то во время учёбы у него есть все шансы найти работу.
– Получается, у нас хорошо только технарям. А как же другие специальности, которых у нас сейчас такое разнообразие?
– Причём порой за красивыми названиями мало что стоит! Факультет политологии и социологии – учиться там интересно, но потом, оказывается, ещё и работать где-то нужно. А где у нас могут трудиться политологи? Даже в тех же политических партиях больше нужны историки, журналисты и филологи. Другой пример – государственное, муниципальное управление с бешеным конкурсом при поступлении. Но ведь нельзя вчерашнего школьника научить быть чиновником, тем более в какой-либо отрасли! Как может стратегию развития отрасли делать человек, который в этой отрасли ничего не понимает?
Поэтому у выпускников этого направления и есть проблемы с трудоустройством. Они приходят в администрацию, говорят, вот, мол, мы закончили, а им в ответ: «Ну и что?» Поэтому их берут в основном на какие-то мелкие технические должности, что правильно. Потому что знать законы государственной службы – это прекрасно, но толку-то? Что касается перспективных профессий, то проблема нашего угольного региона в том, что для технических специалистов у нас спектр работы действительно достаточно велик. Гуманитариям в этом плане намного сложнее. Поэтому лучше ещё до поступления подумать о том, где ты планируешь работать после окончания вуза.
– То есть школьникам нужно план своей жизни лет на пять-семь строить?
– Нужно. Но, к сожалению, таких планирующих ещё мало. Пока с точки зрения дальнейшего пути у нас наблюдается полное непонимание со стороны и детей, и их родителей. Если сегодня родителей спросить, то они чаще могут сказать, где бы они не хотели, чтобы их дети учились или работали. А если там, где хотели, то это не потому, что они понимают, чем их ребёнок будет заниматься, а потому что им кажется – это, наверное, будет здорово. Мало того, уже будучи в вузе, далеко не все студенты представляют себе, что будут делать после получения диплома. Я преподаю в университете у экологов. Там, казалось бы, конкретная техническая специальность – это не филологи или историки, которые имеют выбор при поиске работы.
И вот разговариваешь с ребятами уже последних курсов и слышишь: «Мы не знаем, где будем работать… Очень сложно устроиться…» Понятно, что сейчас у нас кризисное время, плюс большинство работодателей ждут сотрудников с опытом, но, с другой стороны, сами недавние выпускники вузов не очень-то старательно ищут – мешает принцип «хотим всё и сразу!». И потом, если ты знаешь, что нужны специалисты с опытом работы, то кто тебе мешает нарабатывать этот опыт во время учёбы? Вот чтобы такой проблемы не было, сегодняшние школьники и должны понимать, что думать о будущем просто необходимо. И не только выбирая факультет, а с прицелом на трудоустройство. Сейчас всё двигается быстро: если сегодня ты не начал работать на завтра, то опоздаешь, время уйдёт. В этом плане жёсткий и сложный ЕГЭ заставляет мозг включать раньше и задумываться о будущем уже сейчас.
Новый тренд
– Что вы можете сказать про опорный вуз, который планируется создать в Кузбассе?
– Для понимания общей ситуации. Новосибирск – это первый национальный исследовательский университет. Томск – второй. Красноярск – это Сибирский федеральный университет. С точки зрения статуса вокруг нашего региона всё очень хорошо, а вот у нас, в Кузбассе, пока в этом смысле не очень. Создание опорного вуза нужно рассматривать в стратегии развития системы высшего образования. А стратегия сегодня такова. Есть сеть федеральных университетов, задача которых – подготовка кадров для федеральных округов. Есть сеть национальных исследовательских университетов, которые повышают научный потенциал. Но теперь появляется новый тренд, третий тип вузов – опорные, которые должны готовить кадры, востребованные в экономике конкретного региона. Дальше в стратегии до 2020 года прописано сокращение количества вузов.
Так вот, те вузы, которые перейдут в статус опорных, точно продолжат свою работу. Насчёт остальных нет никакой уверенности. Конечно, минусы имеются: будет некоторое сокращение преподавательского состава при объединении. Но здесь стоит вопрос выживания вообще системы высшего образования в регионе. Поэтому если мы не будем участвовать в этом конкурсе опорных вузов, то можем в принципе остаться с прикладным бакалавриатом, а потом вернёмся в далёкие 50-е годы прошлого века, когда чуть ли не вся молодёжь ехала за образованием в Томск.
– Но многие молодые уезжают учиться в другие регионы и сейчас...
– Уезжали за учёбой всегда. Но дело в том, что поскольку родители жили здесь, то часть детей возвращались обратно. А сейчас мало того, что уезжают дети, так следом за ними едут и родители. Продав здесь квартиру, бросив работу, перебираются в Москву, Питер. И вот это, конечно, самое печальное. В этом плане опорный вуз может изменить ситуацию. На мой взгляд, для нашего университета (КемГУ был выбран для того, чтобы стать опорным. – Прим. ред.) это большое счастье. Хотя, наверное, было бы больше логики, если бы КемТИПП присоединялся к политехническому.
Но тогда классическое гуманитарное образование, которое даёт наш университет, вообще тихо и мирно погибло бы, потому что у технического вуза в Кузбассе и так достаточно шансов для дальнейшего развития. С точки зрения сокращения кадров вот такое присоединение выгодно, потому что у КемТИППА и КемГУ нет практически двух одинаковых специальностей, а это значит, что сокращение преподавательского состава будет минимальным. Плюс в опорном вузе будет выделяться больше бюджетных мест, а также поступят дополнительные деньги на развитие в течение трёх лет.
– Для студентов хуже точно не станет, скорее, наоборот. Например, кемтипповцы смогут пользоваться всеми благами КемГУ и наоборот. Вот в институте, например, бассейн есть… Мало того, те, кто сейчас поступает в институт, закончат уже университет. Также планируется усиление международного обмена, что включает в себя не только стажировки для студентов, но и привлечение в наши вузы иностранных преподавателей. В задачах стоит прирост и по научным исследованиям, и по повышению качества образования.
Будем готовить специалистов, которые (хотелось бы верить) останутся работать в нашем регионе, будут развивать нашу область, а не только Москву и Санкт-Петербург, которые и без нас хорошо живут. Изменения, кстати, начинаются уже сейчас, хотя слияние ещё не произошло. В КемГУ с сентября некоторые факультеты будут объединяться, а на их базе создаваться институты. Т. е. перемены в плане укрупнения были бы в любом случае, поскольку это не чья-то прихоть, а требование времени.