В Кемерове, кажется, года до 1991-го все поголовно были пионерами, носили красные галстуки и были «всегда готовы!» А сейчас молодёжь уже не та. Что же случилось с новым поколением, у ветерана пионерии и педагога Валентины Шандры выясняла корреспондент «АиФ – Кузбасс».
Что стало с воспитанием?
Анна Городкова, «АиФ – Кузбасс»: Валентина Васильевна, вы всю жизнь связаны с педагогикой – работали вожатой в кемеровских детских лагерях, 23 года отдали лицею № 23 в Ленинском районе. Скажите, чем отличаются современные дети от советских пионеров?
Валентина Шандра |
Валентина Шандра: Октябрята, пионеры, комсомольцы имели свои идеалы и ориентиры: мы любили и почитали Родину (само слово «Родина» было очень значимым), уважали старших, помогали ближним. Чтобы стать пионером, нужно было очень постараться и быть положительным со всех сторон. И, не дай бог, тебя исключат! Домашние, друзья, учителя – все осудят. Советские дети были устроены: поступить в учебное заведение не представляло трудности (было много училищ), найти себе после учёбы работу - тоже. Сейчас вузов и ссузов меньше, образование поменялось (учебные программы сокращают), работать негде.
Нас с раннего возраста морально воспитывали, и я не считаю, что в этом воспитании имелся политический оттенок. Сейчас такого воспитания порой не хватает. На днях знакомая, бывший директор школы, рассказала: её внук четвероклассник получил за контрольную по математике тройку. Она его немного отчитала, на что в ответ услышала: «Бабушка, я тебе не позволяю так со мной разговаривать!» Раньше дети не жаловались на своих родных и не звонили по телефону доверия. Авторитет взрослого был непререкаем.
Но нужно понимать, что дети – они во все времена дети: очень доверчивые, любознательные, энергичные, с большим творческим потенциалом. В современный компьютерный век стало больше технических возможностей (для учёбы в том числе), которые по-разному сказываются на ребёнке: и помогают ему познавать мир, и одновременно затягивают в пропасть. Я считаю, что влияние социальных сетей должно быть под контролем – в них много информации, которую сложно фильтровать. Если раньше почти каждый шаг ребёнка можно было проконтролировать и помочь ему не ошибаться, то сейчас это сделать труднее.
Как мерились макулатурой?
- Чем интересовались вы, будучи пионеркой, и ваши друзья в своё время?
- В моё время не было Дворцов пионеров, которые появились позже, но весь досуг находился в школе: были теплицы, где мы выращивали цветы и овощи, живой уголок с различными животными, всевозможные бесплатные кружки. Было много отрядных дел: мы постоянно соревновались, играли на спортивных площадках, участвовали в акциях по сбору металлолома и макулатуры, в военных «Зарницах», в тимуровском движении.
Вспоминаю любопытную картину: когда ребята начинали собирать макулатуру, школьный двор превращался неизвестно во что: каждый класс сооружал свою кучку бумаги. У кого-то она получалась выше, у кого-то ниже. Естественно, у кого куча больше, тот и молодец. Поднятие флага в этот день, сдача рапорта, объединение галстуком или комсомольским значком – это был особый дух. Предприятия, куда уходили собранные нами тонны металла и бумаги, после сбора отчитывались, сколько и чего они получили от пионеров, на что переплавят детали или что сделают из бумаги. Мы чрезвычайно гордились своими делами.
- Современную молодёжь привлекают опасные игры, рисковые селфи, националистические организации… Что это за идеология, на ваш вгляд?
- Многие дети сейчас никак не заняты и не имеют цели. Раньше перед нами их ставили родители или школа, мы соглашались с ними или ставили свою цель и следовали ей. Сейчас некоторые ребята в школе не учатся, а просто пережидают время. Учиться им неинтересно, никаких хобби нет. И если им на пути попадается группа смерти, где им говорят, что делать, где администраторами сидят люди, умело играющие на чувствах и потребностях подростка, то ребёнок, конечно, заинтересуется такой «дружбой» с неизвестным новым человеком. Поначалу задания будут очень простыми... Чтобы этого не происходило, нам первым нужно помочь своим детям найти цель в жизни согласно их возможностям. И нужно больше уделять им времени, ведь современные родители вечно на работе, им всё время некогда общаться со своими сыновьями и дочерями.
- Как в таком случае организовать ребёнка, если родителей нет дома?
- Ребёнок помимо школы должен иметь какое-то серьёзное увлечение, как мы в своё время. Сейчас практически в каждом районе города (или отдельном городе) есть дворцы или дома творчества, музыкальные и художественные школы, станции юных техников, библиотеки, спортивные манежи или комплексы. Почти в каждом учреждении дополнительного образования есть детская общественная организация, которая тоже занимает детей в свободное время, со своим уставом и правилами. И там можно найти наставников и новых друзей.
В областной столице это «Молодёжь 42», в Ленинском районе г. Кемерово - «Юные кемеровчане Ленинского района». А в прошлом году в Москве создали единое «Российское движение школьников», куда насильно никого не загоняют. Сегодня нет одного направления, как пионерия. Их множество разных, по интересам. Ребёнок может найти себе по душе любое объединение - уравниловки нет. Можно сказать, что пионерия никуда не ушла, она просто трансформировалась. Но с детьми нужно заниматься реальными делами, чтобы они видели сию секунду пользу от того, что сделали.
Когда дворы пустели?
- Каждый год даже лагерей для детей в Кузбассе становится меньше. В этом году их будет 828 (на 30 меньше, чем в прошлом году). О лагерях на базе заводов и предприятий и говорить нечего – у нынешних бизнесменов денег на них не находится. Только на яхты…
- Исчезновение лагерей – это сильная боль. Я вспоминаю время, когда сама десять лет работала вожатой в Кемерове: весь правый и левый берег был буквально усыпан лагерями разных предприятий – «КЭМЗ», «Азот», «Карболитовский», «Химстрой», «Химкомбинат», лагерь торговых работников, педагогов и т. д.
Когда начиналось лето, со дворов исчезали дети. Было множество бесплатных или дешёвых путёвок – за 10 рублей можно было устроить своего ребёнка на 21 день (или на несколько сезонов) в пионерский лагерь с хорошим питанием и полноценным отдыхом. Родители были спокойны за детей. Там никто не скрывался от других, не сидел в кустах. В каждом лагере было столько кружков! Кто-то танцует, кто-то поёт, кто-то вырезает по дереву, кто-то купается в бассейне и загорает. Я уверена, что на детский отдых всегда нужно находить средства (особенно организациям), чтобы дети не были предоставлены сами себе и не проводили всё свободное время за компьютерными играми.
- Три года назад на весь Кузбасс прогремел случай о педофиле-воспитателе, который надругался над двумя девочками в летнем лагере. Что произошло с людьми? В советское время такого, наверное, не было…
- В советское время о таких вещах не говорили. Нельзя поручиться, что в СССР в пионерских лагерях не было педофилов. При любой власти, при любом строе такие вещи случались. Другое дело – качество контроля.
- Что вам дало пионерское воспитание?
- Я всю жизнь хотела быть учителем, с шестого класса. Пионерская работа (особенно работа вожатой в лагере) вылилась в то, что я всю жизнь нахожусь рядом с молодёжью и преподаю. Кроме как «девчонки», мы не зовём друг друга с моими коллегами-директорами, тоже бывшими пионерами, - больше никак. А всё потому, что мы до сих пор молоды душой.
Смотрите также:
- Психолог из Кузбасса – о вандализме, агрессии и потерянном поколении →
- Татьяна МАМЕДОВА: "Волонтерство - это зов души" →
- Общая идея. За что бьются педагоги и медики? →