Андрей Рыбак более 10 лет служил во флоте, затем столько же в милиции. А в 40 лет пошёл преподавать уроки истории в школу. Предмет непростой - любят его не все.
Но только не у нашего героя - он сумел заинтересовать учеников с помощью своего необычного увлечения - Андрей Николаевич… лепит исторические сражения из пластилина. С педагогом пообщался корреспондент «АиФ в Кузбассе».
Тут вам не военные
Инна Сергеева, «АиФ в Кузбассе»: Андрей Николаевич, вы много лет прослужили во флоте, работали в милиции. Почему ушли преподавать?
Андрей Рыбак: У меня мама преподаватель русского языка и литературы. Поэтому учительские проблемы и будни всегда были перед глазами. И педагогика мне нравилась - во флоте я занимался подготовкой офицеров, в милиции тоже без неё никак: к каждому человеку свой подход нужен.
Отработав в милиции, задумался: что дальше? И в 40 лет поступил на исторический факультет Кузбасской педагогической академии. Конечно, с детьми работать проще, чем со взрослыми, для многих из них учитель пока ещё авторитет. Но я сразу столкнулся с проблемой: я военный и привык к дисциплине, а детям приказ не отдашь - тут нужен другой подход: их нужно увлечь, удивить, заинтересовать. Директор 14-й школы Игорь Шафф посоветовал увлечь детей чем-то ярким, запоминающимся. Вот тут и пригодилось моё давнее детское хобби - лепить солдатиков из пластилина. На одном из первых уроков о Древнем мире слепил фигурки охотников и мамонта. Пятиклассники были в восторге, рассматривали, расспрашивали, с удовольствием слушали урок. Поэтому решил продолжить и начал создавать военно-исторические миниатюры боевых сражений разных времён.
- Почему выбрали историю?
- Историей увлекался с детства - читал много книг, лепил из пластилина солдатиков, смотрел фильмы. Всегда считал, что, не зная прошлого, нельзя понять настоящее и предугадать будущее. Школьникам материал стараюсь излагать объективно. Но отношение у ребёнка всё равно сформируется своё. Ведь можно рассказывать с придыханием и слезливыми нотками о злом Сталине и потерях при строительстве Беломорканала. А можно просто пояснить, что Норвегия уничтожила всё поголовье тюленей на наших землях вдоль Северного Ледовитого океана. А после того как построили Беломорканал и перевели туда советский флот, истребления прекратились. Кстати, поголовье тюленей мы не можем восстановить там до сих пор.
Отношение формирует не только выбор исторических фактов, их изложение, но и обоснование причин тех или иных поступков. Можно ругать Сталина за коллективизацию, а можно пояснить, что в те годы другого выхода не было - мелкие индивидуальные хозяйства не могли прокормить город. На индивидуальных клочках земли невозможно использовать тракторы и другую сельхозтехнику, их нужно было укрупнять и объединять. Обратите внимание на Запад: у них везде агрохолдинги - это почти те же колхозы, но только в частных руках.
Нужна идеология!
- Историю постоянно пытаются переписать кому-то в угоду. Только учебников можно насчитать несколько десятков! Как вы думаете, идеология страны и уроки истории - две разные вещи?
- У нас провозглашается отсутствие любой идеологии. А это по сути тоже идеология. Каждый учебник по-своему трактует то или иное событие. Порой кажется, что некоторые из них писали не в России, а в других странах. На деньги российского бюджета воспитывают врагов России. Да, уклоняться от острых вопросов не стоит, но ответы на них должны быть в интересах государства и его укрепления. Считаю, что без государственной идеологии нельзя. Наших детей нужно воспитывать в духе патриотизма и государственности. Как жить в стране и не любить её, не быть патриотом?
Отдельное внимание хочу уделить нашим первым лицам - нельзя ругать тех, кто правил страной до тебя. Вы ж не знаете наверняка, что происходило.
- Выстраиваете ли связь между прошлыми событиями и тем, что происходит сейчас? Обсуждаете ли современные темы, неугодные власти?
- История не циклична, как говорят, но некоторые события повторяются. Всё дело в том, что люди не меняются: по-прежнему кто-то хочет власти, кому-то нужно много денег, а другие довольствуются малым. А потому без связи между прошлыми событиями и современностью, конечно, не обойтись.
Возьмём Смуту 1612 года, события 1917-го и наше время: сложные периоды, кризис и свобода только для узкого круга лиц. Чем не параллель? Конечно, обсуждаем и неоднозначные темы, оппозицию в современной России. Дети должны знать, что в нашей стране есть и такое.
- Если спросить детей, почему они не любят историю, большинство скажет - много дат. Как сделать этот предмет интереснее? Например, в интернете рассказали об учителе, который на свои уроки надевает исторические костюмы. Не отвлекает ли это от самого предмета?
- Изучать историю без дат невозможно. Если сложно их запомнить, нужно хотя бы понимать последовательность событий. Преподавать можно как угодно, главное - не скучно! Я, например, использую презентации, видеоматериалы, драматизацию, проблемный метод. Если учитель считает, что сможет повысить интерес к предмету с помощью исторических костюмов, пусть переодевается! Главное - не перегнуть палку: учитель не клоун, его задача дать материал и добиться его усвоения.
Баталии в пластилине
- Расскажите о вашем пластилиновом увлечении. О чём ваши композиции? Как выбираете сюжет?
- В детстве у меня было около 500 фигурок из разных эпох. Окончил школу и забыл об этом. Вспомнил о своём увлечении, когда пришёл работать в учебное заведение. У меня восемь композиций, в некоторых можно даже перемещать фигурки, чтобы показать, что происходило. Делаю их из пластилина потому, что умею с ним работать и это недорогой материал. Покрываю фигурки строительным лаком.
Каждая композиция посвящена какому-то великому сражению: Полтавская битва, Бородино, Ледовое побоище, оборона Брестской крепости в 1941 году, бой в устье Невы в 1702-м, взятие Рейхстага в 1945-м, сражение ополчения с польскими интервентами в 1612-м. Все работы находятся в школе. Одну - Рейхстаг - передали в музей ГУВД области. Готовлю ещё две миниатюры: о Халхин-Голе и о подвиге экипажа Брига «Меркурий» в 1829 г. Помогает мне учитель труда и мои ученики. Правда, терпения у детей не всегда хватает. В одной композиции около 100 фигурок. Я не тороплюсь, поэтому в год получается создать по одной исторической картине.
Все фигурки и элементы делаем строго с учётом исторических данных - для этого смотрю энциклопедии, документальные фильмы. Композиции продумываю заранее, иногда рисую план. А занимаюсь этим не только потому, что хочу разнообразить уроки и заинтересовать учеников, мне самому очень нравится!
- Помогают ли понять историю современные художественные фильмы и мультфильмы? И что скажете о всевозможных рейтинговых передачах типа «Военная тайна» или «Территория заблуждений» с Игорем Прокопенко?
- Считаю, что по художественным фильмам и мультфильмам, особенно современным, историю изучать нельзя! «Балканский рубеж», «Ржев», «Иван Грозный» - правды в них практически нет. Особенно это касается фильмов о Великой Отечественной войне. Всё это можно использовать, только чтобы посмотреть костюмы, военную форму; даже погрузиться в атмосферу того времени по этим фильмам невозможно. Ну не было тогда той беспросветности и засилья НКВД, которыми старательно запугивают режиссёры!
То же самое касается рейтинговых передач. В них чаще всего рассказывается о реальных исторических фактах, правда, трактуются они искажённо, со старательным смакованием так называемой чернухи. Изучение истории по этим источникам приведёт к её искажению и неверному пониманию причин многих событий. А некоторые фильмы впрямую подыгрывают тем же бандеровцам Украины и другим её врагам, помогая очернять Россию и её прошлое. Нужна единая государственная политика и регулирование всего идеологического фронта. Иначе мы подготовим новый развал страны. Ведь сначала он происходит в умах… А уж потом идеи, овладевшие массами, становятся материальной силой.