Своё место в жизни. В кузбасских школах всерьёз займутся профориентацией

Школьники должны понимать, как работают люди некоторых профессий. © / правительство Кузбасса

На Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге вопрос профессиональной подготовки подрастающего поколения активно обсуждался в ходе панельной дискуссии с участием директора Фонда гуманитарных проектов, руководителя федерального проекта «Билет в будущее» Ивана Есина, который сказал, что настала необходимость официально закрепить в программе общеобразовательных школ урок профориентации.

   
   

Это позволит совместить потребности экономики, рассказать о наиболее значимых производствах, которые существуют в стране, открыть школьникам красивый мир рабочих профессий.

Сто дорог

В кузбасских школах до нынешнего года профориентации посвящены несколько программ: проект «Сто дорог - одна моя» для школьников и их родителей. Детей информируют о профессиях будущего. Родители не только участвуют в мероприятиях вместе с детьми, но и проводят мастер-классы, являются членами жюри в конкурсах, организуют экскурсии на предприятия.

В программах общеобразовательных школ для 8-9 классов есть предмет «Твоя профессиональная карьера». Старшеклассники учатся составлять бизнес-планы, проходят тестирование, пишут самостоятельные работы.

Но, несмотря на существующие федеральные и региональные программы по профориентации, до сих пор в школах отсутствуют штатные педагоги-профориентаторы, и не было закреплённых в расписании часов для этой работы.

Командный подход

Сейчас наконец-то урок профориентации официально закрепили в школьных программах. Кто их будет проводить и как готовить учителей по этой дисциплине, рассказывает начальник центра профориентации Кузбасского регионального института развития профессионального образования Наталья Серова: «Часто при выборе профессии выпускники демонстрируют зависимость от мнения родителей и окружающих, а иногда молодёжь вообще не имеет ни желания, ни стремления к выбору профессии. Решить проблему предполагается введением профориентационного минимума с 1 сентября 2023 года во всех образовательных организациях страны».

   
   

Основная задача урока - формирование готовности выпускников школ к профессиональному самоопределению с учётом их индивидуальных особенностей, при этом особенно важно учитывать запросы регионального рынка труда, которые специфичны в каждом регионе.

Подготовка к реализации профориентационного минимума предполагает командный подход: минтруд, минпросвещения, центры занятости населения, работодатели. Наш институт уже с сентября будет готовить педагогов-навигаторов, реализующих программу профориентационного минимума.

«Проект «Билет в будущее» уже пятый год помогает российским подросткам пройти пробы в центрах опережающей профессиональной подготовки или на площадках партнёров. Проект поможет и учителям подготовиться к новому формату проведения профориентационного урока, применить современные инструменты и технологии профориентации, привлечь большее количество представителей реального сектора экономики для того, чтобы ребята узнали, чем занимаются представители интересующей его профессией в нашем регионе», - пояснила руководитель регионального оператора проекта «Билет в будущее» в Кемеровской области Евгения Кремзюк.

Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистичная перспектива (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная деятельность) помогает подросткам найти своё место в жизни.