Примерное время чтения: 7 минут
256

Кто такой профориентолог? Чтобы выбрать свой путь, надо слушать себя

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. АиФ в Кузбассе № 13 29/03/2023 Сюжет Кузбасская семья: пусть будет больше детей!
Нередко выпускники думают только том, как сдать экзамены, а не о своём будущем.
Нередко выпускники думают только том, как сдать экзамены, а не о своём будущем. Минпросвещения РФ

Кем стать после окончания школы? Можно пойти, как и твой друг, айтишником, можно последовать совету родителей - стать нейрохирургом, но лучше прислушаться к ­себе.

Именно такой совет даёт профориентолог Ирина Березовская. Таких специалистов пока немного, но с каждым годом их услуги набирают всё большую популярность.

Куда идти?

Инна Сергеева, kuzbass.aif.ru: Ирина, расскажите, как пришли в такую необычную профессию?

Ирина Березовская: Думаю, в большей степени собственный опыт подтолкнул   к ней. Моей профориентацией никто не занимался. Однажды к нам в детский сад пришёл тренер по спортивной гимнастике и сказал, что у меня хорошие данные, забрал меня в спорт.

В 12 лет я бросила гимнас­тику и спустя два года занялась пулевой стрельбой. Ни у кого из взрослых не возникло вопроса, чем я буду заниматься после окончания школы - конечно же, пойду на спортфак. А мне хотелось учиться в Томском университете на историческом факультете. Позже поняла, что высокие достижения в спорте меня не интересуют, я занималась скорее по инерции, а когда стало невыносимо, всё бросила.

Поскольку по образованию была учителем физкультуры, пошла работать в школу. И здесь уже начала искать себя. Получила дополнительное образование - учитель информатики, психолог. Заинтересовала меня и профессия профориентолога.

В школе дети получают общее универсальное образование, профориентации уделяется очень мало внимания. Большинство школьников даже к 11 классу не знают, куда идти. Тех, кто определился с профессией, не больше 5%! Обыч­но думают так: пойдём туда, куда баллов хватит после сдачи ЕГЭ. А это неправильно! К 8-9 классу дети должны определиться с выбором направления. Как это сделать, если ни они, ни их родители не знают? В этом и помогает профориентолог.

Мне хотелось дать детям прак­тические знания, чтобы они после школы шли обучаться профессии, которая им нравится, а потом каждый день ходили на любимую работу. В 40 лет уже сложно пере­учиться, если понял, что это не твоё. Проще в 18 лет выбрать правильную профессию.

- Как помогаете ребёнку понять свои склонности?

- Использую разные методики по выявлению профессионального направления, типа личности, профессиональной роли. Всего восемь направлений: информационно-технологическое, инженерно-техническое, финансово-экономическое, естественно-научное, социально-гуманитарное, военно-спортивное, производственно-технологическое и творческое.

Самый главный совет: пожалуйста, слушайте своих детей. Не вы выбираете профессию, а они. Спрашивайте, что им интересно, чем бы они хотели заниматься.
Ориентирую именно на направление, потому что профессий сейчас много и подход к ним несколько иной. Раньше больше было конкретных профессий - учитель, продавец, водитель. Сейчас они тоже есть, но рынок труда изменился. Ребёнок получает набор знаний и умений по определённому профессиональному направлению, а дальше уже может пробовать себя в разных специальностях.

После выбора направления определяемся с профессиональной ролью. Человек может быть коммуникатором, аналитиком, специалистом, инноватором, предпринимателем, администратором, менеджером. К примеру, возьмём IT-сферу. Она сейчас не только популярна, но и весьма востребована. И выбор здесь большой: можно стать специалистом - заниматься программированием, аналитиком - собирать данные, инноватором - внедрять новые технологии и т. д. Я обязательно разговариваю с ребёнком о его интересах и склонностях.

Каждому своё

- С какого возраста нужно начинать заниматься проф­ориентацией? Когда школьник должен определиться с дальнейшим профессиональным обучением?

- Профориентацией можно заниматься уже после начальной школы: рассказывать детям о профессиях. Шестиклассники должны понимать, зачем и для чего ходят в школу. К сожалению, не все это осознают и считают, что их заставляют родители.

Ученики 8-9 классов должны чётко знать, в каком направлении им дальше двигаться, а в 10-11 классах важно определиться с профессиональной ролью, ссылаясь на аспект: хочу, могу, надо. Безусловно, нужно отталкиваться от желания ребёнка, но обязательно брать в счёт его способности: сможет ли он, есть ли задатки? Возможно, лучше быть квалифицированным рабочим, чем айтишником-середнячком.

Кроме того, надо учитывать, какие профессии на рынке будут востребованы. Например, спрос на бухгалтеров, продавцов, курьеров, возможно, в ближайшем будущем будет уже небольшим. На их место приходят кассы самообслуживания, цифровые помощники.

- Как родители могут помочь   детям выбрать профессию?

- Главный совет: пожалуйста, слушайте своих детей. Не вы выбираете профессию, а они. Спрашивайте, что им интересно, чем бы они хотели заниматься. Вы думаете, что из вашего сына получится хороший спортсмен, а его, возможно, влечёт музыка. Вы считаете, что дочери нужно идти в банковскую сферу, а она творческий человек. Дети уже знают, просто боятся вам сказать или считают, что мнение взрослого весомее, либо вы уже успели убедить их, что лучше знаете.

К сожалению, нередки случаи, когда молодой человек, уже обучаясь в вузе или техникуме, понимает, что это не его. В техникуме ещё можно перейти на другое направление, а в высшем учебном заведении  сложнее. Мой совет - доучивайтесь. Потом решите, как быть.

Труднее всего с теми детьми, которые либо плохо учатся, либо отличники. В первом случае сложно выявить сферу, где ребёнок успешен, во втором - дети талантливы в разных областях. Задача родителей и профориентолога - вовремя увидеть в ребёнке его склонности и интересы, направить в нужное русло. Не дать будущему талантливому военному инженеру пойти в экономическую сферу.

Из фантастики в реальность

- В последнее время всё же интерес к профориентации немного вырос. Как думаете, почему?

- Думаю, это связано с провалом на рынке труда. Много лет мы этим не занимались. В итоге возникли проблемы со специалистами. Нет квалифицированных рабочих, инженеров, врачей, учителей. Тестов, которые определяют профессиональные склонности, сегодня недостаточно. Нужна комплексная работа.

Профориентация - одна из важнейших отраслей, если мы хотим воспитать профессионалов в различных сферах и поднять нашу экономику, производство, науку, образование. Человек становится лучшим в профессии, если любит свою работу. А что мы имеем сейчас? Врачей, которые не любят пациентов, учителей, которые ходят на работу потому, что другого образования у них нет. Проф­ориентацию нужно вводить в школах как предмет.

- Давайте поговорим о том, какие профессии будут востребованы в будущем? В интернете порой просто фантастические прогнозы, вплоть до медиаполицейского…

- Сейчас востребовано несколько направлений: инженерно-техническое, информационно-технологическое, производственно-технологическое. Это инженеры разных сфер, айтишники, высоко­квалифицированные рабочие. Например, специалисты, которые окончили техникум, но не просто рабочие, а знающие программирование, умеющие  обслуживать роботов.

Сегодня требуются токари и газоэлектросварщики. И детям нужно рассказывать об этих профессиях. Возможно, кому-то будет комфортнее трудиться на заводе, чем сидеть за компьютером. Зарплаты там тоже немаленькие.

К сожалению, большинство ребят хотят быть теми, кого каждый день видят в интернете. Им сложно понять, что там только успешные, а их всего один процент. В будущем будут востребованы такие профессии, как онлайн-врач, инженер-генетик, тайм-менеджер, архитектор зелёных городов, экопроповедник и экоаудитор, дата-журналист, сетевой юрист, айти-архитектор. И, конечно же, никуда не денутся учителя и медики.

ДОСЬЕ
Ирина Березовская Профориентолог, учитель физкультуры в школе № 112. Родилась в 1983 году в г. Северске. Окончила Кузбасскую государственную педагогическую академию, учитель физкультуры; Академию карьерного развития (Москва), профориентолог; Московскую академию профессиональных компетенций, психолог. Победитель конкурса «Педагогический талант Кузбасса», чемпионка Европы по пулевой стрельбе.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах