Купаться давно перестали
Алексей Бушуев, официальный представитель Мариинского городского суда, поясняет, что, как правило, руководство таких предприятий с решениями суда не спорит, всё понимает, с правонарушениями соглашается и обязуется исправлять их. Наталья Клюева, генеральный директор ООО «Водокомплекс», которое как раз и оштрафовали, рассказывает другую историю: в суде, по её словам, представители организации предъявляли реальные доказательства того, что вода испорчена не ими, но слушать доводы обвиняемой стороны никто не стал.
«Наши очистные – биологические. А выше по реке – ещё одни очистные, химические, спирткомбината. Рыба, я думаю, погибает как раз от химии. У нас есть своя лаборатория, мы предоставляли в суде пробы воды, подавали апелляцию – без толку. Других мотивов, кроме как то, что им надо план по штрафам выполнять и зарплаты получать, я в их работе не вижу», – сокрушается Наталья Николаевна.
По её мнению, городу необходима одна общая сливная станция, построенная по всем нормам. Благодаря ей не возникло бы проблем с загрязнением реки. Цена вопроса – 6 млн рублей. Наталья Клюева несколько лет пишет во все инстанции. Проект строительства такого объекта не отклоняют, но и дальше он не двигается – нет денег. Конечно, главная водная Мариинская артерия не может не привлекать внимание жителей и не волновать своим «ароматом». В жару хочется и покупаться, и рядом на берегу позагорать. Мариинка Лариса Иванова (имя изменено. – Прим. ред.), живущая неподалёку от спиртзавода, поделилась своими подозрениями, что завод может быть причастен к загрязнению реки:
«Доходило до того, что река была покрыта жёлтой вонючей пеной у берегов. Завод ещё лет десять назад обещал заменить очистные. Мясокомбинат тоже стоит на берегу. Купаться в речке, я считаю, опасно, поэтому люди особо и не рискуют». Спиртовой комбинат, к примеру, неоднократно привлекался судом к ответственности. В 2012 году на предприятие поступили жалобы о загрязнении воздуха, но оно успело обанкротиться. В 2015 году новый хозяин на том же месте тоже ухудшал воздух, за что получил штраф на 110 тыс. рублей и обязанность установить санитарно-защитную зону вокруг хранилища отходов.
Маленькая Сибирь
Начальник отдела ЖКХ администрации Яшкинского района Ольга Потехина объясняет, что эти горе-очистные муниципалитету достались в 90-х годах от цементного комбината и находились уже в нерабочем состоянии. Теперь, чтобы полностью восстановить их, нужно 200 млн рублей. Конечно, таких денег в бюджете нет.
«Мы писали письма в областной департамент с просьбами как-то помочь нам с этим вопросом, но чтобы его решить, нужно попасть в областную программу. Сейчас же всё урезают, финансирование слабое. Мы постоянно «воюем» с коллектором наших очистных – его рвёт очень часто. Но мы стараемся латать вовремя все дыры, быстро принимать меры и даже создавать запасной резерв (трубы закупаем), чтобы в случае чего потом не искать нужные элементы», – объясняет Ольга Владимировна.
Доктор биологических наук, профессор Андрей Куприянов рассуждает: «Очистные сооружения стоят до 30% от основной стоимости строительства. К тому же у нас действует «презумпция хозяйственника». Даже если на него подать иск в суд, то почти нельзя доказать, что вред, выделенный с его предприятия, повлиял именно на ваше здоровье. Наша экологическая беда – минеральное богатство. Да, у нас есть Росприроднадзор, Ростехнадзор, Роспотребнадзор, но карательные меры не решают проблему, а порождают коррупцию. У меня складывается впечатление, что мы сырьевая колония, и инвестиции на решение наших экологических проектов у правительства не предусмотрены. Сами посудите: нас в Сибири всего 19 млн человек живёт, а в России – 140 млн. Так куда направлять ресурсы?»