Лик святой. Мастера раскрыли секреты создания икон

В иконописной мастерской царит атмосфера спокойствия © / Олеся Евдокимова / АиФ

Что такое сусальное золото, как поступать со старыми иконами, и почему иконописцы часто бегают за водкой, корреспонденту «АиФ-Кузбасс» рассказала Марианна Мещанюк, иконописец с пятилетним стажем, работающая в мастерской при Кемеровском епархиальном управлении.    
   

Сколько напишешь – столько получишь

Олеся Евдокимова, «АиФ-Кузбасс»: Марианна, раньше ты работала дизайнером в одном из глянцевых журналов. Пригодился ли тебе этот опыт работы, когда ты пришла в иконописную мастерскую?

Марианна Мещанюк: Навыки дизайнера оказались здесь как нельзя кстати, поскольку зачастую у заказчика сразу нет возможности приобрести большие писаные иконы для храма. Поэтому наша мастерская занимается изготовлением как печатных иконостасов, так и отдельных икон.

За основу берется фотография реальной иконы, обрабатывается в компьютере, затем мы распечатываем её на самоклеющейся плёнке, которую наносим на пластик. По сути, это и есть дизайнерская работа. Но большая часть работы заключается в создании икон по традиционным технологиям.

Доски для икон изготавливают из различных пород древесины. Фото: АиФ/ Олеся Евдокимова

- Каким требованиям должен соответствовать человек, который решил стать иконописцем?

- Во-первых, это должен быть человек верующий, который живёт церковной жизнью. Проще говоря, участвует в таинствах и соблюдает обряды православной церкви, включая чтение молитв, пост, исповедь и причастие. Во-вторых, необходимо художественное образование, хотя бы минимальное.

Например, у меня – художественная школа и диплом дизайнера от КемГИК. У некоторых наших сотрудников есть специальное иконописное образование. Что касается личных качеств, то на первом месте стоят терпение и благоговение, поскольку процесс создания иконы требует особого внимания и времени.

   
   
Всё начинается с эскиза. Фото: АиФ/ Олеся Евдокимова

- Сколько времени уходит на создание одной иконы?

- Непростой вопрос! Это зависит от сложности работы, а также от самого исполнителя: кто-то пишет быстрее, кто-то медленнее. Например, чтобы написать аналойную икону размером 30 на 40 см, понадобится в среднем пятнадцать дней.

А вот на создание житийной иконы высотой в 1,5 метра может уйти до полугода. И спешка здесь ни к чему, так как каждый этап работы очень важен. Необходима сосредоточенность и тщательный подход к выполнению.

При написании иконы необходима сосредоточенность. Фото: АиФ/ Олеся Евдокимова

- Кто является вашими заказчиками, и какие иконы самые популярные?

- К нам приезжают со всего Кузбасса. В основном пишем иконы для храмов, но и частные заказчики тоже есть. От общего количества клиентов их около 30%. Часто поступают заказы на мерные иконы, когда при рождении ребенка измеряют его рост и ширину плечиков, после чего изготавливается доска точно таких же размеров, на которой пишется святой-покровитель новорождённого. Такую икону дарят младенцу в день крещения крёстные родители. Раньше на Руси был такой обычай, который сейчас начинает возрождаться.

Заказывают иконы не только храмы, но и частные лица. Фото: АиФ/ Олеся Евдокимова

- Какова минимальная стоимость иконы, и из чего складывается заработная плата иконописца?

- Самая простая в исполнении – это аналойная икона, на которой изображен один святой.  Средний размер - примерно 30 на 40 см, её стоимость начинается от 10 тыс. рублей. Что касается зарплаты, то она зависит от самого мастера – зарплату мы получаем от выработки.

Иконописцу приходится использовать в работе даже водку. Фото: АиФ/ Олеся Евдокимова

Желток, вода и сухое вино

- Марианна, с чего начинается создание будущей иконы?

- С эскиза. Затем в нашей столярной мастерской делается доска нужных размеров. Она особым образом склеивается, туда вставляются шпонки, предназначенные для того, чтобы со временем доска не деформировалась. Используются в основном следующие породы древесины: липа (самая распространённая), бук, сосна, лиственница. После того как я получаю на руки готовую доску, начинается долгая подготовительная работа и лишь потом - написание иконы.

В мастерской есть молитвы перед началом иконописания. Фото: АиФ/ Олеся Евдокимова

- А что вы используете в качестве образцов для написания? Какие компоненты при этом используете?

- Мы руководствуемся определенными канонами и, как правило, в качестве образца ориентируемся на иконы XIV-XV века. При создании иконы мы используем натуральные материалы.

Например, льняной холст, который приклеивается на доску с помощью горячего раствора желатина и воды. Затем в несколько слоев наносится левкас – особым способом приготовленный состав – из мела, желатина и воды. Рисунок наносится растертым углём.

При изготовлении иконы мастера используют натуральные материалы. Фото: АиФ/ Олеся Евдокимова

А краски мы делаем сами, используя для этого натуральные пигменты в порошках, в состав которых иногда входят и ядовитые вещества, такие как ртуть и мышьяк. Синий цвет получают из полудрагоценных камней, а жёлтые, зелёные, красноватые оттенки – из глины.

Для получения необходимой консистенции красок их перетирают специальным курантом на стекле, разбавляя при этом смесью из куриного желтка, воды и белого сухого вина. Вино используется в качестве консерванта. Срок годности таких красок не более 3-4 дней.

Для изготовления красок для икон используют природные материалы. Фото: АиФ/ Олеся Евдокимова

- Правда ли то, что иконы покрываются сусальным золотом? Что оно собой представляет?

- Да, на иконах на самом деле – настоящее золото! Это тончайшие листы, которые мы используем для позолоты фонов и других декоративных элементов на иконе. Сам процесс нанесения золота требует особой осторожности, ведь просто так руками эти листики не возьмешь - они порвутся. Поэтому сначала мы берем специальную широкую кисть и проводим ей по лбу, чтобы ворсинки не были слишком сухими.

Мастера используют в работе тончайшее сусальное золото. Фото: АиФ/ Олеся Евдокимова

Затем мы аккуратно набираем на кисть листик золота и накладываем его на предварительно подготовленную поверхность будущей иконы. Кстати, вы будете смеяться, но мы часто ходим за водкой!

Впрочем, используем её исключительно в рабочих целях. Если взять 0,5 стакана водки и добавить туда несколько капель желатина, то получится очень крепкий клей, который будет надёжно удерживать золото на поверхности левкаса.

Создание образа может занять от нескольких дней до полугода. Фото: АиФ/ Олеся Евдокимова

- Когда считается, что работа полностью закончена, и доска с изображением святого может называться иконой?

- Когда пишется имя святого. После этого на икону уже можно молиться.

- Освящать её разве не нужно?

- Иконы, которые написаны по канону, не требуют освящения. Как правило, миряне приносят освятить в храм те иконы, которые они сделали сами, например, вышили бисером. В храме икона получает не освящение, а благословление – свидетельство того, что она является каноничной и на неё можно молиться.

Готовые иконы отправляют в храмы. Фото: АиФ/ Олеся Евдокимова

- Марианна, есть ли срок годности у иконы?

- Если взять идеальные условия хранения, без воздействия солнечных лучей и воды, то, можно сказать, что она «живёт» вечно.

Старые и поврежденные иконы ни в коем случае нельзя выбрасывать. Фото: АиФ/ Олеся Евдокимова

- А что же делать с теми, которые всё-таки пришли в негодность?

- Ни в коем случае просто так не выкидывать! Если сложно разобрать, кто изображён на иконе, она сильно утрачена – на такой образ молиться уже нельзя. Но можно отдать икону в нашу мастерскую, где мастер снимет с доски старый красочный слой, после чего напишет на ней новый образ.

Также часто у людей хранятся старые выцветшие, бумажные иконочки, и они не знают, что с ними делать. Конечно, лучше принести их в храм и оставить там. Либо можно самим икону сжечь, а пепел закопать там, где люди не будут попирать его ногами.

Смотрите также: