Примерное время чтения: 5 минут
210

Михаил ПРОШКИН: "Вместо сережек в подарок - именная икона"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31 04/08/2010

Иконопись для Михаила Прошкина всегда было чем-то таинственным и необычным. Прикоснуться к этой профессии он мечтал с самого детства, и пять лет назад эта мечта осуществилась.

- Я мечтал работать в церкви - писать иконы, расписывать стены. Моя бабушка была религиозным человеком. В ее доме всегда были иконки. Я помню, как она постоянно молилась. Она была инициатором крещения своих внуков, ходила в церковь. И, наверно, детские впечатления от церковных таинств сыграли свою роль.

Период переосмысления

- Но писать иконы вы стали недавно...

- У каждого человека есть такие периоды в жизни, когда происходят некие переломы, переосмысление событий. И я не исключение. Отчасти это связано с дефолтом 90-х. Жизнь шла, я работал в театре художником-постановщиком, моя работа хорошо оплачивалась. У моей семьи были сбережения, и в один момент все потерялось. Я не могу сказать, что у меня был стресс. Но произошло переосмысление в жизни. Я хотел уехать за границу, уже заключил контракт с фирмой, сделал загранпаспорт и чуть не купил билеты. Но однажды вечером, уже с паспортом в кармане, я ехал в автобусе, вокруг меня были люди, и я вдруг понял, что незачем мне ехать за границу. Ведь там другая жизнь, а здесь моя страна, моя история, моя вера. Возникло желание не просто жить, а прикоснуться к своей истории. И тогда я поступил в Иконописную школу при Московской духовной академии.

Символ не главное

- С чего начинается работа над иконой?

- Моя работа, как и любого православного человека, начинается с молитвы. Но, конечно, сначала возникает какая-то цветовая, композиционная идея. И возникает не сама по себе, а под воздействием жизненных переживаний, ощущений. И хочется отразить свой жизненный и религиозный опыт в красках. Ведь я, как и любой другой художник, не живу в вакууме. Как пел Булат Окуджава, "каждый пишет, как он дышит". Но про икону нельзя сказать, что какое-то конкретное событие повлияло на ее написание. Анализировать, рассматривать, как тот или иной период в жизни повлиял на творчество (например, почему у Пикассо был "голубой" период, а потом - кубизм), это задача искусствоведа. Я не думаю, что сам Пикассо так глубоко об этом задумывался.

Работа над иконой не отличается от работы над картиной. Художник соблюдает те же законы, ставит такие же задачи. Что касается религиозных символов, образов, они есть в любом виде творчества. Хотя здесь, конечно, немного другой набор символов. Причем символы - это далеко не самое главное, что есть в иконе. Икона - это действие не на интеллект, это чувственное восприятие, которое вызывает в человеке какие-то эмоции.

- Работа над каким храмом, иконой запомнилась вам больше всего?

- Интересная и запоминающаяся работа была в период обучения, когда реставрировали Троице-Сергиеву лавру. Мы занимались как росписью храма, так и реставрацией. И у меня были очень интересные ощущения от этой работы - прикосновение к древнему, таинственному. И потом эти ощущения я старался реализовывать в других работах, при росписи храмов, чтобы передать связь прикосновения к древнему искусству.

Традиции возрождаются

- На ваш взгляд, нуждается ли наша область в профессии иконописца и есть ли к ней интерес?

- Я думаю, что школа нужна, потому что в области строится много новых храмов. Хотя в росписи нуждаются не только храмы. Культура рукописной иконы в одно время ушла, ее заменила полиграфическая продукция. А сейчас интерес к ней возрождается, люди хотят иметь дома рукописную икону, и прихожане заказывают нам такие иконы. Возрождается традиция написания мерных иконочек: когда ребенок рождался, для него писали специальную икону, причем дощечку делали по высоте новорожденного и ширине плеч ребенка, на ней писали святого, чье имя носит ребенок. И сейчас на рождение ребенка не сережки покупают, а заказывают иконки. Ведь многие родители стараются дать имя своему ребенку в честь с святого покровителя. Например, у одной женщины были трудные роды, которые закончились неудачно. Надеясь на чудо, она поехала к источнику Ксении Петербуржской, искупалась и в следующем году родила девочку. И назвала ее Ксенией в честь святой, которая помогла этому ребенку появиться на свет.

Храмы, которые расписал Михаил Прошкин:

Храм Серафима Саровского (Полысаево)

Часовня Покрова Божией Матери (Полысаево)

Крестильный храм Иоанна Предтечи (Юрга)

Храм святой великомученицы Екатерины (при Епархиальном управлении Кемеровской области)

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах