Мелкий бизнес. Предприниматель - о подводных камнях и новых течениях ИП

Многие из тех, кто работает на себя, просто не имеют возможности поспевать за нововведениями и невольно оказываются или безработными, или нарушителями. © / АиФ
Иван Щербаков

Трудно ли малому бизнесу даётся такое «стремительное» развитие, мы узнали у предпринимателя Ивана ЩЕРБАКОВА, создателя квеста «Клаустрофобия».

   
   

Магниты интереснее

– Иван Владимирович, своё дело открыть, наверное, нелегко, если этим не занимается ещё каждый второй. Поделитесь своим опытом?

– В 2012 году мне понадобилось зарегистрироваться как индивидуальному предпринимателю – ИП, поскольку это было требованием работодателя – я работал фрилансером в крупной организации, в которой разрабатывал программное обеспечение. Прежде всего, я нашёл в Интернете сервисы, которые помогали оформить все нужные заявления бесплатно. Также обращался в Центр поддержки предпринимательства, где могли помочь заполнить документы, составить бизнес-план и записать на семинар «гуру» предпринимательства. Правда, в основном эти «гуру» учат, как продавать и презентовать себя, что мне было совершенно не нужно (спрос на мои услуги и так превышал предложение). Как-то раз мне довелось защищать свой программный проект перед жюри, крупными бизнесменами, но внимания на нестандартные стартапы они не обращали. Гораздо больше задали вопросов девушке, предложившей продавать магнитики с символикой Кемеровской области, чем мне.

Пару лет назад также мы с женой пытались попасть в программу поддержки предпринимательства со своим квестовым проектом, чтобы получить грант. За помощью с оформлением ИП пошли в многофункциональный центр, где столкнулись с тем, что не все сотрудники знают, как правильно заполнять заявления, т. к. по этим вопросам к ним обращаются редко. Несколько раз документы возвращались из налоговой с комментариями по цвету ручки, непоставленным галочкам в разных графах и т. д. Грант получить, к сожалению, не удалось: конкурировать с проектами социальной направленности, например с частными детскими садами, почти нереально.

– На что нужно обращать внимание начинающим мелким предпринимателям, которые ещё не успели набить себе шишки?

– Мне кажется, небольшим ИП с оборотом 100-200 тыс. рублей в месяц в своей работе, прежде всего, всё нужно автоматизировать. Многие неоправданные расходы связаны с тем, что либо люди сами пытаются всё делать вручную (заполнять бланки отчётности в налоговую, ПФР), либо нанимать бухгалтера, который, собственно, не нужен. Существует множество платных и бесплатных сервисов разной сложности по ведению бухгалтерии и подаче нужных документов. К примеру, вся моя бухгалтерия, которую ведёт программа, обходится в 2 тыс. в год, что гораздо выгоднее по сравнению с приходящим бухгалтером за 5-7 тыс. в месяц.

Также есть нюансы с установкой терминала для приёма банковских карт, без которых сейчас многие горожане уже не представляют магазины и места отдыха. Многие банки часто заявляют, что поддерживают предпринимателей, а на деле ИП с небольшим или нерегулярным оборотом их совсем не интересуют. Таким либо вообще отказывают, либо назначают комиссию в 4-5% с чека, что совершенно нерентабельно.    
   

– В чём вы видите несовершенство системы поддержки предпринимателей в Кузбассе?

– Думаю, что почти все проблемы возникают из-за того, что всевозможные центры поддержки ориентированы на то, чтобы ИП открылось как можно больше. Почти все льготы рассчитаны на открывающих своё дело людей. Допустим, на сниженное налогообложение могут рассчитывать представители определённой деятельности (чаще всего социальной, научной сферы). Я обращался в налоговую, чтобы понять, подхожу под категорию или нет. Ответ инспекции стал примером того, как можно расписать две страницы и не ответить вообще на прямой вопрос.

Вообще мне кажется, что много из зарегистрированных ИП закрывается почти сразу: не выиграли грант, открыли новое дело ради льготы и т.д. А высокие цифры по созданию бизнеса пригодились в государственной статистике, только будущее этого бизнеса мало кого интересует.

Ещё всевозможные центры учат не совсем тому, чему нужно. Их курсы усреднённые, рассчитанные на общие вопросы, но все бизнесы разные. Ясно, что держать в одном центре десять разных специалистов нереально, но было бы лучше, если бы предпринимателей учили искать информацию и нужных специалистов. И, возможно, есть смысл анализировать опыт не успешных «гуру бизнеса», а разбирать ошибки тех, у кого не получилось развить свой проект.

Превращается в тыкву

– Квесты – удовольствие не из дешёвых. Из чего складывается такая цена? Востребованы ли эти игры сейчас, особенно в разгар кризиса?

– Если разделить стоимость игры (от 2 тыс. рублей за час с команды. – Прим. ред.) на команду из четырёх человек, то получается сумма, сравнимая со средней стоимостью похода в кино, театр или кафе. В самом начале у создателей квест-комнат получаются достаточно большие затраты – на одну качественную локацию уходит по полмиллиона рублей. К тому же это игра, в которую невозможно поиграть второй раз – будет неинтересно, ведь все решения задач и интересные «фишки» уже не забудешь. Попытки сделать многоразовые квесты были, но успехом не увенчались. Первоначальные затраты на некачественные проекты могут быть в разы ниже, но им проще не снижать цену на игру, а давать большие скидки. Такие проекты долго не живут.

На создание одной качественной локации может уйти 500 000 рублей. Фото: Из личного архива

Как в любой кризис, первое, на чём начинают экономить люди, - это на развлечениях. Но качественный продукт даже в кризис остаётся качественным и востребованным. Просто сейчас люди стали тщательнее подбирать себе квест и осмотрительнее тратить деньги. Обязательно читают отзывы, работает «сарафанное радио».

– Если сравнить начало вашей деятельности и нынешнее время, когда было тяжелее и почему?

– Очень сложно сравнить, потому что я вёл совершенно разные дела. В программировании конкретно предпринимательских проблем у меня почти не возникало (офиса не было, затрат, кроме расходов на электроэнергию, тоже). Но очевидно, что Интернет и автоматизация решают сейчас многие проблемы. Когда же я начинал строить квесты, появились другие проблемы. Например, кассовый аппарат. Я считал, что фискального накопителя (это самая дорогая часть кассы, которая стоит около 13 тыс. рублей), в котором сохраняется информация о чеках, мне хватит на несколько лет. Оказалось, что нет. Налоговая придумала хитрый ход, согласно которому касса превращается в «тыкву» через 13 месяцев, даже если за всё время она пробила один чек. И её нужно менять.

Всех в будущем ждёт одно серьёзное изменение, которое, как мне кажется, может подкосить работу мелких ИП, – переход на кассы, которые будут отправлять все чеки в электронном виде фискальному оператору. Расходы на обновление накопителя немного сократятся, но появятся расходы на оператора. Не представляю, как будут иметь кассы бабушки, продающие семечки, и как предприниматели будут отправлять что-то через Интернет из дальних деревень. Думаю, в самой налоговой этого тоже не представляют.