Местные уходят. Почему закрываются наши магазины?

Пустые полки вернулись в Кемерово. Правда, власти обещают, что после Нового года откроются новые магазины на месте закрывшихся. © / Павел Казаков / АиФ

Практически одновременно перестали работать и кемеровские магазины «Пенсионер» и «Акватория». Но их места занимают другие.

   
   

Кризис ни при чём

Новости о грядущем банкротстве самой крупной региональной сети ООО «Система «Чибис» появились ещё летом. Поверить в это было сложно, ведь «Чибисы» открылись у нас ещё в 1992 г. и работали в каждом кузбасском городе. Да и магазины, казалось, закрываться не планируют. Наоборот, на официальном сайте сети есть информация о том, что в октябре «Чибис» отпраздновал свой день рождения, даже раздал подарки победителям розыгрыша, а 12 октября на сайте появилось объявление с приглашением поставщиков к сотрудничеству.

Первым в арбитражный суд с заявлением признать систему «Чибис» несостоятельной 31 октября обратилось ООО «Старт плюс» (занимается оптовыми поставками чая, кофе и др. продуктов). По данным суда, этому примеру последовали и другие поставщики. «Чибис» выступил с возражением, но 3 ноября сам подал на банкротство, обосновав такой шаг огромными долгами – выше 6 млрд руб. В списке, приложенном к заявлению, говорится о наличии 499 кредиторов. Среди них, например, «Назаровское молоко», Великолукский мясокомбинат, «Пряный мир» и др.

По данным Кемеровостата, на протяжении последних нескольких лет в Кузбассе падает оборот розничной торговли. За январь-сентябрь 2016 г. он снизился на 8,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в 2015 г. упал на 13% по сравнению с 2014-м. Однако, несмотря на то, что пенсионеры и студенты в «Чибис» ходить не переставали, платить кредиты сеть все равно не смогла. «На самом деле пенсионеры - это примерно 25-30% от всех покупателей. Как правило, ежемесячно они тратят на продукты не более 5-6 тыс. руб., поэтому сильно на этой категории покупателей не заработаешь. Тогда как среднестатистическая семейная пара за один раз оставляет в той же «Ленте» 3-4 тыс. руб. На мой взгляд, «Чибис» не выдержал конкурентную борьбу. Кризис у него начался давно: качество товаров стало хуже, низкие цены остались только на «акционные» продукты, многие магазины выглядели неопрятно.

Сергей Часовников

Это отпугнуло основной сегмент покупателей. Он по цепочке перешёл, например, в постоянно расширяющуюся сеть магазинов «Мария-Ра», - объясняет ситуацию Сергей Часовников, кандидат экономических наук, декан экономического факультета НФИ КемГУ. Система «Чибис» оказалась не первой из местных торговых сетей, ушедших с рынка за последние три года. Например, по данным областного арбитражного суда, обанкротились новокузнецкая сеть «Солнышко», а также кемеровская «Акватория».

Наталья Дмитриева

Как объяснила Наталья ДМИТРИЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры торгового дела Кемеровского института РЭУ им. Г.В. Плеханова, кризис здесь ни при чём: «Если говорить об общерыночных тенденциях, то это закономерный итог конкурентной борьбы, когда побеждает сильнейший. В нашем случае – федеральные сети. На их стороне эффект масштаба. Крупные сети, такие, как «Магнит» и «Пятёрочка», закупают товары у компаний-поставщиков в огромных количествах, при этом цена за единицу товара ниже, чем для оптовиков поменьше. Крупные сети накапливают опыт в сфере менеджмента и работают более эффективно. Они большое внимание уделяют автоматизации всех торговых процессов, что тоже приводит к снижению затрат и повышению их конкурентоспособности».

Без хлеба не останемся?

«С тех пор как закрыли «Чибис» на пр. Ленина, в два раза увеличился поток покупателей в соседнем супермаркете-дискаунтере. Возникли очереди. Теперь не всегда всем достаётся свежее молоко и хлеб. Однако выбора нет. «В соседних «Коре» и «Корочке», например, цены выше на 20 руб., а на некоторые продукты и того больше! Хотя товар один и тот же», – сетует пенсионерка Анна Степанова. «В «Чибисе» всегда брала каши быстрого приготовления для завтраков за 11 руб. Теперь за продуктами хожу в «Магнит», но каши здесь стоят 16 руб. Дорого, поэтому больше их не ем», – рассказывает студентка Светлана Романова.

   
   

Действительно, несмотря на, казалось бы, большое количество супермаркетов по соседству друг с другом, выбрать тот, где цены не кусаются, не так-то просто. Например, молоко «Простоквашино» (в бутылке 930 мл, 2,5% жирности) в «Ярче» стоит 61,9 руб., в «Коре» – 68 руб., а в «Корочке» – 74,7 руб.! Как объяснила Наталья Дмитриева, разница в цене на один и тот же продукт во многом зависит от затрат на обслуживание магазина. Например, дешевле продукты в магазинах, которые являются частью холдингов, при условии, что холдинг имеет свои производственные предприятия: молочные, кондитерские и т. д. Также цена товара уменьшается за счёт площади магазина, ведь если она меньше, то и затраты на её содержание тоже меньше.

Практически одновременно с полками в «Чибисе» опустели полки в «Пенсионерах». На одном из магазинов сети висит объявление: «Ремонт. Скоро открытие». Однако открытие если и произойдёт, то уже другого магазина. Как подтвердилаНаталья НАУМОВА, начальник отдела потребительского рынка областного департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка, «Пенсионер» тоже уходит с рынка: «Сейчас в магазинах реализуют остатки товара. Ожидается, что уже после нового года торговые места займут другие сети. Региональные торговые сети не так масштабны, как федеральные. Как следствие, цены на товары у них выше. Покупательская способность у людей падает, а конкуренция, наоборот, растёт. Поэтому уход местных сетей закономерен. На все площади, которые высвобождаются, найдены арендаторы – «Мария-Ра», «Магнит», «Бегемот» и др.».

Без хлеба кузбассовцы точно не останутся. Главное, чтобы этот хлеб оставался нам по карману.

Смотрите также: