Черный снег зимой, угольная пыль на огородах и в домах летом, подземный пожар, трещины в домах от взрывов на угольных разрезах – вот неполный перечень каждодневных проблем, с которыми приходится бороться жителям Киселёвска. Как быть людям и что предпринимают местные власти, выясняла корреспондент «АиФ в Кузбассе».
В Канаду просились
Киселёвск – небольшой провинциальный город на юге Кемеровской области, входит в Новокузнецкую агломерацию. В городе площадью 160 км2 проживает чуть больше 90 000 человек. При этом в городе работают девять угольных разрезов и пять предприятий по обогащению и переработке угля. Зимой 2018 года кузбасский город прославился на весь мир черным снегом.
Летом у киселёвчан начались новые проблемы. В районе Подземгаза начался подземный пожар. Почва нагревалась и из-под неё шел дым, всё это происходило в непосредственной близости от жилых домов. Тогда группа инициативных киселёвчан, всерьез опасаясь за свою жизнь, записала видеообращение к премьер-министру Канады Джастину Трюдо и генсекретарю ООН Антонио Гуттерешу.
Сергей Цивилев |
Сразу после этого город посетил губернатор Сергей Цивилев и пообщался с местными жителями. Горожане попросили главу региона потрогать землю в районе подземного пожара, после чего он согласился, что земля действительно горячая, есть запах гари. Тогда Сергей Цивилев пообещал расселить жителей 71 дома.
К президенту обращались
20 июня, накануне прямой линии с президентом, жители кузбасского города записали видеообращение к Владимиру Путину. Они рассказали о катастрофической экологической ситуации в городе. Однако, глава государства не отреагировал на просьбу киселевчан о помощи. Уже 23 июня в Сети появилась информация о том, что в городе пройдет аукцион на право заключения договора аренды участка земли под недропользование. Аукцион решил провести Комитет по управлению муниципальным имуществом Киселёвского городского округа. Участок под недропользование площадью 662 кв.м находится на улице Стандартная в Киселёвске.
Вновь за границу
На минувшей неделе жители Киселёвска вновь напомнили стране о себе и своих проблемах. На сей раз они записали обращение к председателю Международного уголовного суда Чили Эбое-Осуджи и прокурору инстанции Фату Бенсуда. Горожане рассказали о проблемах со здоровьем, о росте онкологических заболеваний, о том, что не могут продать своё жилье, чтобы переехать. Дома разрушаются от взрывов на разрезах, а в ночное и вечернее время угольная пыль накрывает почти весь городской округ. «При этом контролирующие органы и следственные органы не находят в действиях либо бездействиях виновных лиц никаких нарушений», - подчеркивают жители Парниковки.
Кирилл Стецко |
Юрист Кирилл Стецко считает обращение киселёвчан в Международный уголовный суд в Гааге странным, так как инстанция не рассматривает подобные дела, но занимается решением вопросов по военным преступлениям. «Конечно, то, что сотворили угольные разрезы с Кузбассом, иначе как преступлением против человечества не назовёшь, но, боюсь, это всё же не тот случай. К тому же, Россия не признаёт юрисдикцию МУС и своих граждан не выдаёт (статья 13 Уголовного кодекса)», - поясняет Кирилл.
Юрист советует «киселёвским канадцам» обратиться в Европейский суд по правам человека, который находится во Франции, Страсбург: «Россия признаёт его юрисдикцию и исправно выплачивает компенсации по решениям ЕСПЧ, хотя были прецеденты, когда Конституционный суд России отказывался исполнять решения этого суда, но такие случаи единичны. Однако для подачи заявления в Европейский суд по правам человека необходимо пройти все стадии обжалования в российских судах, а это, разумеется, очень долго и очень дорого.
Если же возникла такая необходимость судиться с разрезами за рубежом, то можно попробовать попытать счастья в тех странах, в которых угольные компании зарегистрированы. Не секрет, что наши угольные компании практически поголовно зарегистрированы в оффшорных юрисдикциях, в основном на Кипре. Так, «кипрскую прописку» имеют «Кузбассразрезуголь» и «СУЭК». «Евраз», которому принадлежит «Южкузбассуголь», имеет представительство в Великобритании, и так далее».
По мнению Кирилла Стецко, суды за рубежом дают шанс создать шумиху в зарубежных СМИ, в частности – в язвительной британской прессе. Люди смогут отсудить большие компенсации, чего в российских судах едва ли можно добиться. «Обидно, конечно, что доведённые до отчаяния люди уже не знают, куда обратиться при полном равнодушии местных властей. Вдвойне обидно, что за все свои нарушения угольщики получают копеечные штрафы, а местные органы власти и прокуратура не обращаются в суды за взысканием убытков, причинённых природе и жителям Кузбасса и, например, за принудительной рекультивацией земель. А между тем, их коллеги из Ханты-Мансийского Автономного Округа не боятся судиться даже с всесильным «Газпромом» и взыскивают с последнего немалые неустойки за неисполнение решений судов. Почему этим не занимаются наши власти – большой вопрос», - подводит итог юрист.