В начале июля более 2 тыс. кузбасских горняков отправлены в вынужденные отпуска с сохранением 2/3 заработка. Предположительно, это «сидение» по домам продолжится до 1 августа. В подробностях разбирался корреспондент «АиФ в Кузбассе».
Хроника сокращений
В июле некоторые угольщики остановили добычу из-за падения цен на топливо. Так, более 1000 человек, находящихся в вынужденных отпусках, — это сотрудники угольной компании «Талдинской» в Прокопьевском районе. Позже ряд СМИ сообщил, что на грани остановки находятся ещё два угольных предприятия с численностью более 3 тыс. человек.
По данным департамента труда и занятости, с начала года на угольных предприятиях было сокращено 730 работников. До конца августа планируется сократить ещё 66 человек. На минувшей неделе стало известно, что 871 горняк ленинск-кузнецкой шахты «Алексиевской» не получают зарплату, предприятие задолжало в среднем по 26 тыс. руб. каждому работнику. Третий месяц подряд сотрудники департамента труда фиксируют задолженность по зарплате ещё на одном угольном предприятии — ООО «Ровер».
Таким образом, порядка 4–7 тыс. кузбасских шахтёров испытывают трудности с работой или оплатой труда. По данным Кемеровостата, в регионе около 93 тыс. человек трудятся в сфере добычи угля. Доля нуждающихся, на первый взгляд, невысока — 4-7%. Но если учитывать членов семей, то выходит, что на данный момент 15–30 тыс. шахтёров и их близких испытывают нужду в деньгах.
Зарплаты всё ниже
В департаменте труда и занятости населения Кемеровской области уверяют, что без работы шахтёры не останутся: у работодателей на них за последние три года растёт спрос. На угольные предприятия требуются подземные электрослесари и горнорабочие, проходчики, водители, машинисты горных выемочных машин, буровых установок, бульдозеров и т.д. На данный момент в базе данных центра занятости имеется 3,3 тыс. вакансий угольной отрасли со средней зарплатой 36,7 тыс. руб. Но это предложение даже ниже, чем в среднем по области! Как сообщила заместитель руководителя Кемеровостата Ольга Чеманова, в январе-апреле средняя зарплата по области составляла почти 40 тыс. руб., а в сфере добычи угля — 61,3 тыс. руб.
Федор Макеев |
«Не припомню такие времена, как сейчас, чтобы в службе занятости сразу на все профессии требовались люди, — рассуждает почётный шахтёр России, полный кавалер знака «Шахтёрская слава» Фёдор Макеев. — Есть проект шахты, в котором указывается не только количество угля, но и количество людей определённой специальности, техники. А этот недокомплект — уже грубейшее нарушение. К примеру, полезет слесарь с низкой квалификацией куда не надо, и либо его убьёт, либо с техникой напортачит, либо ещё какая беда приключится». Ветеран считает, ситуация с кадрами в угольной промышленности будет усугубляться, потому что хорошие специалисты на такую зарплату не пойдут, да и вообще молодёжь не затянешь за такие деньги под землю. Кстати, сегодня средний возраст работников угольных предприятий — около 40 лет.
Сергей Часовников |
Кандидат экономических наук Сергей Часовников полагает: «В маленьких шахтёрских городах Кузбасса у населения практически нет вариантов поменять работу, поэтому люди будут продолжать терпеть сокращение уровня зарплаты». Видимо, этим и пользуются работодатели, которые предлагают зарплату ниже среднеобластной.
Старые проблемы обострились
Количество угольных предприятий за полгода уменьшилось на пять. По данным Кемеровостата, в январе работало 233 организации в сфере добычи угля, в июле осталось 228. Областной департамент угольной промышленности не располагает данными о прекращении деятельности угледобывающих предприятий. Снижение статпоказателей в ведомстве объяснили тем, что в процессе производственной деятельности предприятия могли изменить вид экономической деятельности с добычи угля на другой.
Шахтёров сокращают, предприятия закрывают, зарплаты не выплачивают… Это ли не новый кризис в угольной отрасли? Экономист Сергей Часовников так объясняет происходящее: «Первая проблема — цены на уголь на мировом рынке падают. Вторая — это транспортное плечо, которое забирает около 35-55% от стоимости угля. Кроме того, на железной дороге лимиты практически исчерпаны, их сейчас не хватает. Остаются варианты либо работать на ближайшие территории, либо на переработку, либо пытаться тарифы двигать, что практически невозможно. Из-за этих ограничений менее рентабельные предприятия закрываются, а те, что покрупнее, на эффекте масштаба выезжают, но всё равно занимаются оптимизацией издержек. Эти проблемы не вчера возникли. Тенденция сохраняется лет пять, а сейчас она стала прогрессировать, потому что ситуация усложнилась, но не более того».
Как не раз отмечали наши эксперты, вся экономика Кузбасса и её развитие «заточены» на уголь. Но поскольку мировые цены силами одной области вряд ли сдвинешь, остаётся давить на железнодорожников. На минувшей неделе Сергей Цивилёв дважды встречался с представителями ОАО РЖД. В итоге договорились о временной отмене «экспортной надбавки» на перевозку угля в направлении припортовых станций Северо-Кавказской железной дороги. Также с сентября РЖД увеличит перевозки угольной продукции в направлении портов Дальнего Востока.
Смотрите также:
- От угля никогда не откажемся. Шахтёрские победы и антирекорды →
- Трудовые победы. Во что вложили миллиарды в 2014 году? →
- Чего ждать горнякам? →