Почему мы не ценим своё золото и отдаём его добычу на откуп иностранцам? Правда ли, что Кузбасс охватывала «золотая лихорадка» похлеще американской? На эти вопросы ответил инженер и геолог Юрий Надлер.
«Драгоценная» история
– Сейчас Кузбасс славится своим «чёрным золотом». Ежегодные объёмы добычи угля бьют исторические рекорды. Между тем в истории области были времена, когда отнюдь не углём, а другими полезными ископаемыми славилась Кузнецкая земля. Юрий Сергеевич, когда начали добывать золото в Кузбассе?
И в течение XIX в. старатели прошли все мелкие речки. О масштабах добычи, развернувшейся на Кузнецкой земле, говорит тот факт, что, например, в 1840-е годы на небольшой речушке Кундусуюл (всего 25 км длиной) старатели намыли 12 тонн золота. В 30-40-е годы XIX в. в Кузбассе творилось то же, что в Калифорнии – «золотая лихорадка», только началась она на десять лет раньше американской.
Добытчики купались в золоте. Люди набивали карманы, а самому месту это богатство не было на пользу: всё добытое уходило мимо Кузнецка в Барнаул, город не развивался, к 1917 г. в нём было всего 6 тыс. жителей, а из производства лишь мыловаренный, пивоваренный и водочный заводики. Добыча некоренного, или россыпного золота (того, которое добывают по устьям рек, вымывая из песка и глины. – Прим. ред.) постепенно угасала: речек хоть и много было, но не бессчётное количество. К концу века в наши края приехали геологи, они открыли жилы с рудным золотом, и один за другим в Тисульском районе появились три рудника – Берикульский, Центральный и Комсомольский. Эти рудники проработали до конца 90-х годов прошлого века.
В миллиард раз меньше угля
– После «золотой лихорадки» что-то ещё осталось в кузбасских недрах? Где и какое золото добывают сейчас – рудное или россыпное?
– По прогнозным данным геологов, в кузбасских недрах хранится ещё 500 тонн золота. Но как и прогноз погоды, эти данные грешат неточностями. Если сравнивать с «чёрным золотом», то запасы угля оцениваются в 600 млрд тонн – при нынешних объёмах добычи хватит на три тысячи лет.
Сейчас в основном ведётся добыча россыпного золота. Тогдашние старатели могли копать лишь метра на три. А сейчас добывают драгами, которые, проходя по дну реки, зачерпывают глину на 10-20 метров в глубину. Подобным образом золото добывают в окрестностях Спасска (в Таштагольском районе) и на Усе (выше Междуреченска).
Реки пострадали от отравы
– Не раз слышала, что междуреченцы жалуются на золотоискателей, будто из-за них чистая речка превратилась в глиняный сток. Наверняка после того как драга перекопает русло, о рыбе придётся забыть. Какими экологическими проблемами чревата золотодобыча?
– Живность, в первую очередь рыба, конечно, уплывает подальше от приисков. Но вода – работник! За несколько половодий она выглаживает все ямы, сделанные человеком. В этом отличие отработанных золотых приисков от угольных разрезов, где без рекультивации ничего само по себе не восстановится. Гораздо опаснее для экологии добыча рудного золота. Отделить золото от руды можно только с помощью цианидов или ртути – это же страшное дело, отрава.
Я был в районе Берикульского рудника после его закрытия. По деревне течёт ручей, огороженный забором. Потому что, если корова напьётся из него, сразу погибнет. Из-за дождей или по людской халатности цианиды с рудника попадали в этот ручей, а далее – в Кию. В большой реке они разбавлялись и уже не представляли смертельной опасности, как в ручье.
– Это же нешуточное дело! Одно дело, когда глина с прииска течёт, а другое – когда отравляющие вещества с рудника, которые убивают за несколько секунд. Вы говорили, что рудники перестали работать с конца 90-х. Неужели уже 15 лет они отравляют реки? Куда делись владельцы, которые обязаны закрыть опасные предприятия по правилам?
Скажем, узнав, что из шести купленных жил только одна фартовая, предприниматель нанял людей, снял сливки и всё побросал. Оставшимся горнякам надо семьи кормить. Они подняли насосы и другое оборудование, разобрали, продали на цветмет. В конце 90-х Аман Тулеев озаботился судьбой заброшенных рудников.
Он добился, чтобы Москва выделила деньги на решение экологических проблем. С Берикульского рудника вывезли цианиды на Комсомольский, там их обезвредили. Так что экологическая катастрофа этому району не грозит, Кию обезопасили. А вот запасы золота в затопленных рудниках остались – как и на других месторождениях. Но чтобы начать работу, нужны денежные вложения. Видимо, у наших предпринимателей интереса к золоту нет, в отличие от корейцев (они готовы вложить 200 млн долларов в разработку трёх месторождений в Гурьевском районе. – Прим. ред.).
Смотрите также:
- От мечей к танкам. О непростой истории развития металлургии в Кузбассе →
- Горняцкая предыстория. Где и как добывали первый уголь в Кузбассе? →
- Скоро ли кончится уголь в Кузбассе? Учёный – о перспективах добычи →