Агрессия есть в каждом
– Тамара Константиновна, за последнее время широкую известность получили случаи разорения памятников и монументов: в Юрге школьник испортил монумент погибшим воинам ВОВ, потом его пытались доломать еще двое юргинцев; в Прокопьевске вандалы сдали в утиль бронзовых уточек из композиции, посвященной Дяде Степе. Что заставляет людей заниматься разрушением?
ДОСЬЕ | |
---|---|
Тамара Градусова, психолог, кандидат педагогических наук, доцент. Сейчас работает начальником учебно-методического управления КемГУ. Общий стаж работы 37 лет, из них 27 – работает преподавателем психологии и педагогики, научила искусству разбираться в людях более 3000 студентов, выпустила две монографии посвященных творческим аспектам психологии «Подготовка творческого учителя в школе», «Проектирование творческой деятельности студентов». |
– Причина этого явления в обычных человеческих реакциях. Природой в человека заложена агрессия как инструмент, необходимый для активных действий. Младенцы, например, плачем и отказами от сна или погремушек, которыми их пытаются успокоить неопытные родители, добиваются того, что им действительно необходимо. А вот для старших детей и подростков агрессия – способ выразить и подчеркнуть свою индивидуальность. Ребенку необходим свой собственный мир, именно поэтому дети постоянно придумывают личный сленг, какие-то знаки, ритуалы, правила. Но ребенок пока еще не может создать что-то сам, и ему приходится копировать. Малыш подражает тем взрослым, которые для него являются самыми яркими, потому что ярких людей проще запомнить. А самый яркий, как правило, агрессор. Отсюда вытекает еще один закон психологии – делай то, что проще сделать. Впитывать какие-то сложные и долгие схемы поведения, быть ответственным, стремиться к результату – ребенку тяжело.
А вот запомнить яркую родительскую нецензурную брань, попить пива на лавочке или выяснить отношения с криками и кулаками – проще простого. Это не требует усилий. В результате дети растут агрессивными, бесконтрольными, с младшего возраста впитывая лишь традиции разрушения, т.к. к какому-то созидательному процессу их никто не привлекает.
А процессы возбуждения у подростков преобладают над процессами торможения. Они могут наделать глупостей и только спустя время понять, что они натворили. Дети-вандалы даже не понимают, что они делают что-то плохое. Потому что им никто не объяснял, что разбивать памятники – запрещено, ведь это объекты почитания, а не забава. Они просто действовали сообразно своим ощущениям, пытаясь показать собственную важность, индивидуальность.
– Возможно, мы потеряли какие-то традиции воспитания? Что произошло? Осквернение мемориала Великой Отечественной войны еще совсем недавно было трудно представить. Такое могли сделать только враги.
– Сегодня сама среда, в которой обитает человек, перенасыщена агрессией, на которую невозможно не реагировать. Особенно много ее в СМИ, которые делают основную ставку на шоковые передачи, показ новостей и фильмов с выраженным насилием. Ребенок с детства привыкает к жестокости, а желание копировать заставляет его подражать не самым лучшим примерам, почерпнутым с телеэкрана.
И надо принимать во внимание, что дети рождаются очень нервными, гиперактивными. Испытывая в семье одиночество и непонимание, они разрушением и неповиновением пытаются обратить на себя внимание. Многие семьи пренебрегают квалифицированной помощью психологов, думая, что ребенок переживет проблемный период и сам успокоится со временем. Подростков называют «трудными», потому что в общении с ними нужно прилагать усилия, а современные родители себя затруднять не хотят. Нерешенные семейные проблемы со временем преобразуются в стиль поведения в обществе. Вот и получается «потерянное поколение» – люди, выросшие одинокими и ненужными, такими они себя ощущают.
Главное – зарабатывай!
– Как и кто должен заботиться о моральном облике ребенка, который в будущем должен стать членом общества?
– Моральные качества, такие как патриотизм, милосердие, сочувствие воспитываются прежде всего в коллективе. Раньше была масса общественных организаций (пионеры, комсомол), воспитательные функции которых как раз базировались на этике и морали. Они организовывали мероприятия, которые помогали развивать и закреплять в ребенке с самого детства качества, необходимые для члена советского общества: ребенок участвовал в субботниках, помогал вместе со своими товарищами старикам, делал скворечники. Работу этих организаций курировало государство. Потом они развалились. Сейчас что-то подобное начали формировать: появились студенческие отряды, отряды поисковиков, военно-патриотические клубы. Но они охватывают пока совсем малый процент тех ребят, которым такое времяпрепровождение интересно. Поддерживают эти организации мало, финансирование у них скромное.
– Получается, правильное отношение к культурным объектам должны формировать в школе или сторонних организациях? Это не проблема семьи?
– У бескультурья отчасти семейные корни. Нынешние подростки – дети тех, кто родился в 1980-90 годы прошлого столетия, во время перестройки, когда у людей было одно желание – выжить любыми способами, тут не до воспитания души было. Морально-этическим вопросам внимания не уделяли. Что может дать человек ребенку, если в него в те времена заложили только одно: надо выжить, защитить себя, пробиться наверх. Какую главную мысль они внушают детям: главное, заработать! Учись, делай что хочешь, главное, чтобы ты хорошие деньги приносил.
Потому что в свое время родители, будучи детьми, знали, что все вопросы решают только деньги. На них можно купить не только вещи, но и любовь, преданность и прочее. И этот постулат вбивается в головы вместо уважительного отношения к памятникам. Сознание человека складывается годами, нельзя просто сказать ребенку пару раз: «Это памятник воинам, они нас защищали когда-то от захватчиков» и ждать, что дитя будет каждую неделю цветы туда приносить. На ребенка нужно воздействовать опосредованно, такими способами, как иллюстрация, пример, доказательство. Молодому поколению всегда нужен герой. А детям современности просто не хватает героя! В 1960-70 годы все знали, кем хотят стать – космонавтом, милиционером, летчиком, пожарным, потому что люди этих профессий были примерами для подражания, были героями статей, книг, кино и мультфильмов. Теперь этих героев нет. Нет и новых.
Спорт может выручить
– Получается, что у современных детей нет авторитетов и героев, государство и семья проблемами воспитания ребенка озабочены слабо. Как можно справиться с этой проблемой?
– Понемногу героями нового времени могут стать спортсмены. Спорт – хорошее русло для расходования внутренней агрессии, к тому же он обучает работе в команде. Спорт может побороть две главные причины бескультурного поведения, тем самым может помочь молодежи. Ребенок не должен учиться выживать в действительности, ему нужно в этом помогать, его нужно направлять, но жизненные обстоятельства ставят детей в разные условия. Я однажды задержалась на кладбище до темноты и, когда пошла к выходу, увидела там ребятишек лет семи-девяти. Они играли. Я спросила, почему они здесь играют, и не хватятся ли их дома. Они ответили: «Родители только рады, что мы их не отвлекаем». Ответ меня шокировал. Сейчас они там только играют, а чуть позже без сомнения начнут ради забавы и гонора крушить могилы.
Чтобы решить проблему, нужно поставить ее не только на личном, но и на государственном уровне. Сделать и популяризировать доступные центры психологической помощи, начать финансирование общественных организаций. Меньше уделять внимания в школах непрофессиональным разговорам о вреде наркотиков, тотальному оздоровлению, больше – морально-этической и духовной стороне. Если не задействовать ребенка в каких-то созидательных процессах с детства, то, когда он станет взрослым, избавиться от заложенных разрушительных установок будет практически невозможно. И он передаст свое поведение, жизненные ценности уже своим детям.
Смотрите также:
- Где одинаковые дети? Педагог – о чистых идеалах и вожатском прошлом →
- Давайте свободу. Кукольник - о «болезнях» детей и их родителей →
- Общая идея. За что бьются педагоги и медики? →