Кузбасский пенсионер конструирует самолеты

Фото: АИФ

   
   

Ветеран Геннадий Ца­рев из Анжеро-Судженска всю жизнь занимается конструированием необыкновенных механизмов. Своим примером он доказывает, что не дело пенсионерам сидеть до конца своей жизни дома у телевизора, жаловаться на болячки и несправедливую жизнь. Каждый может найти себе полезное занятие.

Ему летать охота

В 6 лет Геннадий летал с анжерских гор на санках, которые сам выстрогал одним только перочинным ножиком. Потом увлекся радиотехникой, придумывал схемы и собирал радиоприемники. После горного техникума в армии разработал и сделал действующий макет радиолокационного узла, за который получил первое в своей жизни свидетельство на рационализаторское предложение. Из фанеры сколотил двухместный летающий катер с крыльями. С восторгом рассказывает, что на небольшом моторчике он развивает такую скорость на речке Яе, что, взлетая, отрывается от воды. Только иногда скользит дном по волнам. 30 лет Геннадий Царев отработал на шахте «Анжерская» электромехаником. И постоянно что-то придумывал, чтобы своими изобретениями облегчить труд горняков и сохранить им жизнь. К примеру, на водоотливе механизировал процесс уборки шлама, для этого сконструировал шнекоуборочную машину, по виду напоминающую нынешние снегоуборщики. За три минуты его техника могла загрузить вагон. До этого горняки грузили шлам в шахте вручную обычными лопатами. Рабочих рук не хватало, и для этой работы привлекали даже пенсионеров. Было дело, что своими руками сделал миниатюрный электровоз, который таскал вагонетки с углем в шахте. До этого горняки, навалившись на вагон плечами вчетвером-впятером кое-как его из клети выкатывали на поверх­ность. Геннадий Владимирович вспоминает, что он для своей шахты придумал столько полезных изобретений, что про все и вспомнить сложно. Постоянно конструировал разные полезные механизмы. А руководство отмечало немалыми премиями в размере шахтерского оклада. О беспокойном изобретателе из Анжерки в советские годы рассказывали центральные журналы. Но Геннадию очень хотелось, как птице, взлететь над родной Анжеркой.

Первым делом — самолеты

В начале 70-х годов прошлого века о дельтапланах, парапланах и самодельных самолетах в Кузбассе еще никто ничего не знал. Но Геннадий Царев, увидев на обложке журнала «Техника молодежи» фото первого в стране дельтолета, который в 1971-м году сделали студенты авиационного института, перестал спокойно спать. Очень ему захотелось собрать подобный. Чертежей не было, пришлось самому придумать конструкцию. В качестве материалов пригодилась парашютная ткань, которую обнаружил и с большими трудами выпросил у местной швеи. Каркас дельтолета склепал из трубок от раскладушки. В Анжерке попробовал на нем взлететь, прыгая с местных горок, но ничего не вышло. Тогда решил поехать на Беловское водохранилище и взлететь там с воды, прицепившись к катеру и разогнавшись на водных лыжах, на которых никогда до этого не стоял. И эти попытки оказались неудачными. Говорит, что скорость у катера для взлета на лыжах была маленькой. Дельтолеты анжерский авиаконструктор собирал разные: безмоторные и с моторами от мотоциклов. Но все они капризничали и не хотели взлетать. То ветром их опрокидывало, то оборотов двигателя для взлета не хватало, а то и самодельным крыльям было мало площади для полета. Это сейчас Геннадий Владимирович понимает свои прошлые ошибки, когда немало синяков и шишек набил во время испытаний. А тогда без всяких чертежей строил каждый день свои дельтолеты, испытывал их, потом опять переделывал. Пока в их летных качествах совсем не разочаровался. И тогда он решил построить настоящий самолет.

Аэроплан зовет в полет

   
   

Аэроплан у Геннадия Царева получился с виду необычным, по конструкции стал подобием первого в мире самолета, который еще в позапрошлом веке придумали и собрали американские братья Райт. Винт у этого самолета сзади. А взлететь он должен за счет подъемной силы переднего крыла. Материалы нашлись подручные: алюминиевые трубки от списанных в скорой помощи медицинских носилок и от старых раскладушек из детского сада. Оборотистый двигатель пришлось купить от снегохода «Тайга», работает он на 80-м бензине, колеса — от китайских тележек, а на крылья сгодилась плащевая ткань. Размах крыльев — 8 и 10 метров. Винты делает сам, березовые. Их у него несколько, с ними тоже постоянно экспериментирует. Конструкция самолета легкая, хранит его изобретатель в гараже, а для испытаний за городом прицепляет к стареньким «Жигулям». Крылья укладывает на багажник, на месте испытаний собирает свой аэроплан за полчаса. Пока попытки взлететь над Анжеркой успеха не принесли. Не смог Геннадий Владимирович найти в пригороде пригодной для взлета площадки. К примеру, разгонял в прошлом году свой самолет по трассе за городом, но рядом было поле с овсом, которое помешало. Авиатор только чуть оторвался от земли, но боковым ветром понесло и опрокинуло на это поле. На днях только нашел для себя аэродром прямо рядом с домом. Считает, что поляна метров в 200, на которой разровнял шлак, вполне подойдет ему для взлетной полосы. Нет там линий элект­ропередач, за которые можно в полете зацепиться и зданий, в которые страшно врезаться. Есть там только коровы, но для старта их можно разогнать. Без крыльев он уже, подбирая для подъемной силы винты, разгонял на этой поляне свой аппарат до 60 км в час. Надеется, что на днях, как только установится хорошая погода, обязательно сможет с этой поляны взлететь. Для разгона должно хватить 50 метров.

Страшно... интересно

Рассматривая с виду неуклюжий аэроплан Царева, спрашиваю его: «Не страшно ли в 76 лет взлетать? Ведь можно же приземлиться вверх тормашками». Авиатор говорит, что ему страшно интересно взлететь, а про то, как потом приземлиться, он не очень беспокоится. Аэроплан должен мягко спланировать при посадке, даже если двигатель заглохнет:

— Пока не ставлю для себя цели сразу взлететь высоко над городом. Мечтаю для начала оторваться от земли хотя бы на метр, потом на два, потом подняться еще выше. Так постепенно я не только путем экспериментов научу летать свой самолет, отрегулирую его, доведу до совершенства, но и сам буду учиться им в полете управлять, — рассказывает Геннадий Владимирович.

 

Смотрите также: