Кузбассовцы меньше соседей платят за уголь — это по данным статистики. Льготники получили причитающееся им топливо — это по данным властей.
А какие данные у самих жителей региона и по карману ли им чёрное золото, разбирался kuzbass.aif.ru.
Льготы сохранили
После перебоев с углём в начале года кузбасские власти теперь регулярно отчитываются о поставках топлива. В середине октября губернатор Илья Середюк сообщил в телеграм-канале: сортовой уголь на склады поступил. Из имевшихся 405 тыс. тонн осталось 92 тыс., остальное уже разобрали.
Также глава региона напомнил про традиционную благотворительную акцию: её, несмотря на трудности в углепроме, не отменили. На снабжение льготников компании выделили нынче 67,2 тыс. тонн топлива. Большую часть уже развезли по получателям — пенсионерам, малоимущим семьям с детьми, семьям участников СВО.
«Министру угольной промышленности поручил следить за качеством угля. При появлении жалоб оперативно разбираться», — распорядился председатель правительства Андрей Панов.
Так уголь плохой или хороший?
Под новостью об угле для жителей последние оставляют разные комментарии. Кто-то доволен. «В Яшкинском округе в этом году мне, как матери участника СВО, уголь доставили качественный. Горит хорошо, тепло даёт. Не то что в прошлые годы», — пишет Лариса Белоусова.
Другие негодуют. «Только в Анжеро-Судженске с пайковым углём проблема: выписали 15 сентября, ещё не привезли», — возмущается горожанка Наталья. Через три дня администрация города отчиталась: заявка отработана. На очереди в ожидании прокопчанка Юлия Зыкина, которая ещё 21 августа оплатила топливо, но за два месяца его никто так и не удосужился привезти.
Третьи вопрошают, как Виктор из Берёзовского. Мужчина хотел бы купить уголь получше — сортовой, а не рядовой, но ему отвечают отказом. Он интересуется, почему горожан обделили. В мэрии пояснили: «РЭК устанавливает свои экономически обоснованные тарифы на каждую марку угля и рассылает запросы на угольные предприятия области. В Берёзовском откликается на запрос одно ЗАО „Черниговец“, у которого есть только рядовой уголь».
Кстати, о реальной стоимости. Кузбассовцам действительно продают топливо по самой низкой цене в Сибири. Но при этом с июля тариф вырос на 30%. Например, новокузнечане платили 1373 руб. за тонну, а теперь 1785 руб. Если взять на зиму 8 тонн, выйдет почти 15 тыс. руб. Но это не все траты: примерно такую же сумму надо отложить на доставку.
Расходы выросли в четыре раза
У прокопчанина Сергея Смирнова (имя изменено) расходы оказались в четыре раза выше. Два года назад он переехал из квартиры в частный дом. Потратился на котёл, выписал уголь в Гортопе по льготной цене — и пожалел. Марка ДПК (длиннопламенный уголь), которую поставляют по льготной цене, не подходит для котлов. «Он горит жарко, сгорает полностью, но очень быстро. На зиму надо не 10 тонн, а, наверное, 15», — объясняет мужчина. Поэтому на грядущую зиму он не стал связываться с «бесплатным сыром», а заказал топливо по коммерческой цене у частника — 6000 руб./тонна.
«60 тысяч отдал за всё. Это редкая в наших краях марка Т, которая даёт больше тепла, дольше горит, меньше дымит и меньше забивает отопительную систему сажей. С аналогичными качествами и подходящая для котлов — марка СС», — объясняет kuzbass.aif.ru высокие траты прокопчанин.
Таким образом, живя в шахтёрской жемчужине Кузбасса, наш собеседник заплатил за топливо одну из самых высоких цен в Сибири. И уверяет, что так вынуждено делать большинство владельцев популярных нынче котлов. «Тут надо либо производителям подстраиваться под наши угли, либо властям расширять спектр доступных для людей марок», — считает прокопчанин.