На Российской энергетической неделе говорили о тёмном настоящем и светлом будущем углепрома. Если посмотреть на сегодняшний кризис отрасли, с трудом верится в разговоры о том, что в 2030-2050 годах угольная промышленность может стать драйвером экономического роста страны. Подробности у kuzbass.aif.ru.
Бюджетный антирекорд
Власти представили свежую статистику по кризису в углепроме. Заместитель министра энергетики РФ Дмитрий Исламов сообщил про снижение экспортных цен ещё на 20-40% в 2025 г. Твёрдый рубль только усугубил ситуацию (как ни парадоксально это звучит). Вот пример: в январе уголь стоил $100 при курсе 90 руб. за доллар, итого тонну продавали за 9 000 руб. А сейчас цена $70, курс 80, за тонну получается 5600 руб. Несложно посчитать, что при старом курсе продажи были бы выгоднее — 6300 руб.
Ещё негативная статистика от Исламова: убытки у угольщиков составляют уже 225 млрд руб. за семь месяцев; 1,3 млрд руб. задолжали компании по кредитам в первом полугодии, 53 предприятия приостановили добычу (из них 19 кузбасские).
В Кузбассе добыча сокращается в среднем по миллиону тонн за месяц. Как отметил замгубернатора Кузбасса Леонид Старосвет, прибыль угольных предприятий за январь-июнь 2025 года упала в пять раз к аналогичному периоду 2024 г. «В 2023 г. угольные предприятия формировали порядка 31% налогового поступления бюджета. В 2025 году мы видим, что всего 13% доходной части бюджета будет сформировано угольными компаниями. Это самое большое, к сожалению, снижение бюджета среди регионов РФ. Завершая 2024 год, мы заходили по бюджету в минус 60 миллиардов. На сегодня прогнозный показатель до конца года ещё минус 37 миллиардов», — констатировал замгубернатора.
Для преодоления негативных тенденций Минэнерго приняло ряд мер: остановило выдачу новых лицензий на добычу; предоставило предприятиям отсрочку по налогам и сборам до 1 декабря (это позволит пополнить оборотные капиталы на 45 млрд руб.); договорилось о сокращении затрат на аренду вагонов и перевалку в два раза.
Прогноз-2026
Обсуждая пути выживания в кризис, эксперты в очередной раз «скатились» на железные дороги: сегодня дешевле добыть уголь, чем его привезти.
Добывать уголь в нашей стране дешевле, чем где бы то ни было в мире. Наглядные цифры привёл директор по стратегии компании СУЭК Роман Головин: в России себестоимость добычи меньше $30, в Индонезии, славящейся своим дешёвым бурым углем, — $40, а у нашего прямого конкурента Австралии — порядка $70.
По оценке директора департамента угольной промышленности ООО «Аналитический центр ТЭК» Константина Гребенника, за последние пять лет себестоимость добычи угля в России снизилась на 5%, аренда вагонов стала меньше на 10%, перевалка в портах — на 22%, а железнодорожные тарифы выросли на 50% (все данные — с учётом инфляции).
Самый востребованный на мировых рынках, высокомаржинальный уголь — это коксующийся. Как отметил вице-президент Распадской угольной компании Александр Комышан, сейчас доля логистических расходов в его цене составляет 70%, из них железнодорожный тариф — 25%.
«Мы считаем, что это критическая доля, и если она будет расти — это значит, нужно закрывать производство. Нужно садиться за круглый стол с российскими железными дорогами, с экспертами и вырабатывать какой-то подход именно к доле железнодорожного тарифа в общей логистике угля», — считает Комышан.
По его словам, нужен мораторий на индексацию ж/д тарифов. «Мы не просим денег, но отсрочки по НДПИ, отсрочки по страховым взносам поддержали бы отрасль, дали бы пройти тяжёлый период низких цен, который, по нашему мнению, продлится и весь 2026 год», — высказал прогноз представитель угольной компании. Он также отметил «нехороший звонок»: исторически высокая доля логистических расходов не позволяет российским угольщикам удержаться на мировых рынках с точки зрения конкурентоспособности: их начинают замещать Монголия, Австралия и другие страны.
На вопрос о том, достигнут ли тарифный потолок, гендиректор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян ответил: «Есть инфляция, и это значит, что затраты у всех растут, в том числе у РЖД. Хотя бы потому, что они обязаны по договору индексировать зарплату. Поэтому давайте будем реалистами: тариф индексироваться будет».
Эксперт сослался на проект приказа ФАС, по которому ожидается индексация тарифа примерно на 10%. «Можно ли повлиять на то, чтобы этого не произошло? Попробовать можно, но сомневаюсь. Надо ли пытаться договориться с РЖД, Минтрансом о каких-то исключительных тарифах на какой-то период? Наверное, да. Получится это или нет? Не знаю», — резюмирует Саакян.
Кластеры в бассейнах
Собеседники сошлись в том, что потребности в угле в мире продолжат расти. Юрий Саакян привёл прогноз Всемирного банка, что к 2050 г. население Азиатско-Тихоокеанского региона вырастет в два раза. Электропотребление удвоится, и основной прирост придётся на угольную генерацию.
Следовательно, россиянам надо готовиться к росту спроса на уголь на мировых рынках. По мнению генерального директора Российского энергетического агентства Алексея Кулапина, наш углепром должен пройти через ряд преобразований, и простой перенос в будущее существующего образа отрасли невозможен.
«Как в новых регионах добычи, так и в действующих бассейнах могут развиваться угольно-металлургические, углехимические и энергоугольные кластеры. В качестве эффектов от создания кластеров мы ожидаем повышение объёмов переработки угля и реализацию не привычного энергетического ресурса, а широкого спектра продукции высокого качества с высокой добавленной стоимостью. Одной из важнейших стратегических задач станет инновационно-технологическое развитие угольной отрасли, роботизация и внедрение комплексной автоматизации в производственные процессы. И этот тренд уже достаточно явно просматривается в деятельности наших компаний», — рассуждает о развитии углепрома Кулапин.
Альтернативой железнодорожному транспорту эксперт видит транспортировку по Северному морскому пути.
Выгода на ходу. Статистик Дашкевич раскрыла, как собирает цены в магазинах
КДВ раздробят? Что ждёт завод «Яшкино» и чего боятся его работники
Индекс борща вырос. В Кузбассе с весны подешевел картофель в 4-5 раз
Прикинулись бедными. Кузбассовцы стали массово наживаться на соцконтрактах
«Уволенных шахтёров — на СВО». Кто и зачем будоражит кузбассовцев фейками