В сердце Кемерова. Имя известного краеведа хотят дать улице города

У многих в памяти остались экскурсии по городу Кемерово с Владимиром Сухацким. © / Анна Городкова / АиФ

Кемеровчане создали петицию о присвоении кемеровской улице название Сухацкой в честь выдающегося местного краеведа Владимира Сухацкого. Он скончался первого апреля после продолжительной болезни в возрасте 67 лет.

   
   

Научил ценить город

Владимира Сухацкого знали многие кемеровчане. Он работал на областном радио, был главным редактором телекомпании «ТВ-Мост», а последние годы трудился научным сотрудником музея-заповедника «Красная Горка». Но дело не в профессиональных званиях и местах работ – Сухацкий общался с «живыми» людьми: вёл исторические программы, проводил экскурсии, писал книги о городе и горожанах прошлых лет.

В 2016 году особенно популярна у кемеровчан была пешая экскурсия по историческим местам центрального района (ЦУМ, главпочтамт, городская администрация), которую проводил краевед. Он объяснял, что очень важно любить место, в котором живёшь, и рассказывал об истории возникновения Кемерова, старых названиях улиц, строительстве зданий прошлого века. Подобные встречи историка с интересующимися кемеровчанами происходили с регулярно, и организовывать их помогало существующее тогда антикафе «Кот да Винчи». Сухацкий рассказывал то, о чём не узнаешь в учебниках: например, сколько стоил кемеровский хлеб в 1917 году, сколько мальчиков и девочек родилось в областной столице в том году, кто первым принёс весть о революции, и многое другое.

Краевед показывал необычный город для кемеровчан. Фото: АиФ/ Анна Городкова

Один из посетителей экскурсии даже писал: «Владимир Александрович рассказывает историю Кемерова, его улиц, зданий и достопримечательностей в прямой связке с конкретными примерами из жизни горожан. Порой курьёзными. Порой трагичными. Но за каждой такой историей чувствуются реальными люди, а не сухие цифры статистики и канцелярские отчётности. Он представляет историю города живой и интересной. Некоторым моментам его нарратива я не могу подобрать иного определения, кроме как «захватывающие»! В качестве основного эффекта от экскурсии – вы начинаете больше ценить свой город, его историю и чаще обращать внимание на его детали».

Петицию создал Сергей Колков, автор «Нехорошего путеводителя Кемерово». Сам себя он называет товарищем Сухацкого по линии краеведения и тоже считает, что Владимир Александрович – единственный человек, который долгие годы интересно рассказывал горожанам историю города. Пока в его планах собрать хотя бы 500 подписей, а если их будет немного, то с этим предложением беспокоить администрацию нет смысла.

Память должна жить

Доктор исторических наук, профессор КемГУ Александр Коновалов считает, что практика присвоения улицам и площадям имён известных людей, память о которых должна жить, требует всяческого внимания и одобрения. Однако с течением времени может измениться отношение к этим людям. Историк приводит пример: «В Томске есть улица А. И. Беленца, первого председателя Томского губернского исполкома Совета депутатов, активного деятеля партии большевиков. В 1990-е годы раздавались призывы вернуть улице историческое название – Подгорный переулок. В Кемерове, кстати, очень мало улиц в честь местных деятелей советской и партийной власти. На память приходят Степан Рукавишников (председатель Щегловского совдепа) и Борис Александров (председатель Кировского райисполкома). Уже в XXI веке появились улицы в честь Михаила Найдова и Владимира Михайлова. А в основном в городской топонимике оставалась память о политических деятелях совсем другого масштаба – Кларе Цеткин или Патрисе Лумумбе.
Неравнодушные люди верят, что память о Владимире Александровиче удастся сохранить. Фото: АиФ/ Анна Городкова

Конечно, у нас огромное количество выдающихся людей, чьи имена достойны увековечения в названии улиц. К сожалению, ни знаменитый хирург Подгорбунский, ни летописец города Балибалов такой чести не удостоились. Хотя их вклад в развитие города очевиден и уже точно никак не будет пересмотрен в будущем».

   
   

Коновалов объясняет, что правильнее называть в честь значимых людей новые, а не старые улицы, потому что многие не хотят смены названий. В Кемерове уже пытались: большой резонанс получила попытка переименовать улицу Орджоникидзе в улицу Резникова, выдающегося руководителя комбината «Кузбассразрезуголь». Однако ничего не вышло, и именем Резникова назвали сквер недалеко от главного офиса угольной компании на Пионерском бульваре.

В пресс-службе городской администрации сообщили, что на основании положения «О порядке установки памятников, мемориальных досок, присвоения наименований улицам, площадям, иным территориям проживания граждан в городе Кемерово» решения о наименовании и переименовании объектов рекреационного назначения, жилых районов и т. д. принимаются Кемеровским городским Советом народных депутатов.

Для того, чтобы быть услышанным, можно направить своё предложение в письменной форме на имя главы города Кемерово, после чего его рассматривает городская комиссия по топонимике. В случае положительного заключения предложение выносится на заседание Кемеровского городского Совета народных депутатов.

Сейчас в петиции меньше 500 подписей, но активисты и неравнодушные люди верят, что память о Владимире Александровиче удастся сохранить в более масштабном плане, чем просто в сердцах близких.

мнение
Директор музея-заповедника «Красная Горка» Наталья Шелепова: «Владимир Александрович – истинный кемероволюб. Он оставил всем нам богатое наследие – интереснейшие исторические книги, статьи в российских и зарубежных газетах и журналах, по праву любимые всеми кузбассовцами документальные фильмы и просветительские программы на радио. Бесспорный интеллектуал и эрудит, имеющий особую точку зрения по любому вопросу, он находил общий язык с каждым, делился остроумным замечанием, глубоким наблюдением или новым историческим фактом. Общение с ним было лёгким и всегда вдохновляло на размышления. При этом стилю Владимира Александровича была не присуща наукообразная сухость. В большой истории его интересовали жизнь обыкновенного человека, любопытные и занимательные подробности быта. Живость и яркость личности автора вполне отразились на его публицистике…»