Вовсе не железно. Сколько «протянет» металлургический завод в Новокузнецке?

Металл не нужен миру, а предприятию - металлурги? © / Сергей Ильницкий / АиФ

Ни собственники, ни власти, ни профсоюз ЗСМК, ни центр занятости до сих пор ничего конкретного новокузнечанам так и не сказали, вероятно, считая, что разжигать страсти прежде­временно. Между тем на этом предприятии трудится около 20 тыс. человек, которые до сих пор не знают, что их ждёт. Корреспондент «АиФ-Кузбасс» разбирался в проблеме.    
   

Почему все молчат?

В конце прошлого года рабочие ЗСМК и местные СМИ забили тревогу: на заводе поползли слухи о закрытии цехов, сокращениях. В начале года работников начали переводить на неполную рабочую неделю, отправлять в вынужденные отпуска. «Уже второй или третий месяц никто толком ничего не знает, – жалуются работники. – Ждём со дня на день сокращений. А объяснять никто ничего не хочет».

Что интересно, по словам Вячеслава Савчука, директора центра занятости Новокузнецка, до сих пор в центр занятости никакой официальной информации по сокращению, по неполной занятости, по четырёхдневке не поступало. Это подтвердил и Вадим Печерских, председатель первичной профсоюзной организации: «Перевод работников административного аппарата на четырёхдневную неделю если и имеет место, то по желанию работника, в то же время на непрерывных металлургических производствах таких переводов нет и не ожидается».

Что ждёт трудягу? Как выживают кузбасские рабочие в условиях кризиса
 

Не стал рассказывать председатель проф­союза и о планируемых сокращениях, сославшись на то, что об этом ему ничего не известно. Однако компания «Евраз» всё же прокомментировала сложившуюся на заводе ситуацию, которая оказалась крайне сложной. Резкое снижение спроса на металлопрокат, уменьшение платёжеспособности потребителей сталелитейной продукции, избыточные мощности, снижение цен на мировых рынках стали, железной руды и коксующегося угля – причины, которые, собственно, по мнению руководства «Евраза», и привели комбинат к проблемам. Чтобы не нагнетать волнения и сохранить социально-экономическую стабильность, на ЗСМК была создана специальная комиссия, которая на основе ежемесячного мониторинга экономической и финансовой деятельности комбината будет рассматривать предложения по управленческим мерам.

Так, 30 декабря 2015 года ЗСМК уже заключил с профсоюзной организацией соглашение, согласно которому была отменена 8-процентная индексация заработных плат работникам, свёрнуты многие социальные программы, остановлены ремонты. О предстоящих сокращениях и закрытии ряда производств пока в компании не сказали ни слова, убедив людей в том, что работники будут переводиться на другие предприятия «Евраза». Между тем уже выставлен на тендер демонтаж коксовой батареи. Городские власти решили поддержать ЗСМК и освободить все предприятия «Евраза» от выплаты значительной части земельного налога путём предоставления льготы. «Город дал комбинату серьёзные льготы на аренду земли. И мы надеемся, что эти средства, которые сэкономил «Евраз», пойдут на поддержку коллектива, – сказал в интервью новокузнецкому телеканалу мэр Новокузнецка Сергей Кузнецов.

Чего ждать?

«ЗСМК закроют, это просто неизбежность, – считает Леонид Калинин, почётный металлург, почётный житель города Новокузнецка, который стоял у самых истоков завода, строил его. – Это только вопрос времени. В 90-е гг. металлургия попала в руки к людям, которые не имели ни малейшего представления о ней. До сих пор они до конца не представляют себе дальнейшую стратегию её развития. У них нет даже чёткого плана, что делать дальше. Они купили завод и всё, считая, что могут эксплуатировать его хоть 100 лет, приводя в пример вековые заводы США. А ведь эта отрасль сегодня требует постоянной модернизации. У завода уже преклонный возраст. Ему более полувека. Пришло время всё менять, а не только выводить из строя устаревшее оборудование. Возьмём, к примеру, рельсобалочный цех КМК.

Чтобы он работал, здесь было проведено две модернизации с полной сменой всего оборудования до последнего болта!» За последнюю четверть века в ЗСМК, по мнению металлурга, были вложены копейки: «Разве это модернизация, когда в результате внедрения нового оборудования завод будет производить не 8 млн тонн металла, как во времена СССР, не 6,5 млн, как было до недавнего времени, а 4,5 млн?» Поскольку объёмы производства снижаются, оборудование устаревает, о значительных вложениях собственника мы не слышим, по мнению Леонида Дмитриевича, в первую очередь будет закрыта одна доменная печь (года через два или три, возможно, закроют и вторую, потому что на её капитальный ремонт требуются огромные деньги), коксовая батарея, одна из обогатительных фабрик, блюминг, один из прокатных станов.

   
   

«Именно с доменной печи начнётся «цепная реакция» – от коксового, агломерационного, сталеплавильного до прокатного переделов. Есть опасения, что дальнейший развал ЗСМК пойдёт по сценарию КМК, и через пять лет огромный легендарный завод, который по объёмам производства входил в пятёрку крупнейших сталелитейных комбинатов в России и в тридцатку крупнейших предприятий металлургической отрасли в мире, может превратиться в маленький передельный заводик с объёмом производства 2-2,5 млн тонн металла в год», – сокрушается металлург.

Из года в год Новокузнецк теряет свои позиции в рейтинге промгородов. Если в 2010 году он входил в десятку крупнейших промышленных центров России, то через несколько лет потерял свои позиции и спустился до 15 места. Безусловно, теперь над городом мартены не дымят. Но что делать новокузнечанам? Пока альтернативы нет.