Где конкурентов нет?
В кустарном производстве может повезти тем, кто занимается весьма необычным делом, например, лепит портреты из шоколада, – здесь конкурентов найти сложно. К примеру, Ксения Телицына, единственная в городе мастерица, делающая такие сладкие портреты разных размеров, рассказала, что когда начала творить шоколадные шедевры, то за короткое время скопила на путёвку во Вьетнам на двоих. И немудрено.
К примеру, один большой шоколадный портрет 19х24 см стоит 3700 руб., а маленький шоколадный медальон с фото – 350 рублей. Однако в столице Кузбасса на всевозможных ярмарках часто можно встретить мастеров, идущих схожими проторёнными дорогами – они шьют игрушки, вяжут, создают бижутерию, варят мыло, занимаются скрапбукингом, пекут имбирные пряники и т. д. И их большинство.
Но сейчас на это прожить нельзя. Экономическая ситуация в стране сильно повлияла на моё занятие – доходы упали до 3-7 тыс. рублей, а то и вовсе никаких нет. Люди экономят на всём. Какие уж тут украшения и подарки ручной работы могут быть? Пришлось искать подработку», – описывает ситуацию Ольга. Коммерсантом она себя не считает, хенд-мейд для неё – хобби. Она уверена: мастерам по большому счёту нужны не деньги с продаж, а признание их мастерства и таланта. Посмотреть работы можно здесь>>>
Занятие для души
Нужно быть готовым к тому, что этот заработок не постоянный – сегодня есть заказ, завтра его нет. Да и начинать без достаточного количества материала, что затратно, тяжеловато», – делится студентка. Посмотреть работы Юли можно здесь>>> Но если на шоколадных портретах заработать ещё реально, то на том же мыловарении практически невозможно. Один кусочек мыла стоит 100-150 рублей в зависимости от сложности формы, а на его приготовление уходит несколько дней и различные ингредиенты, начиная от мыльной основы и заканчивая ароматизаторами и эфирными маслами. А те же взрослые вязаные следики некоторые мастерицы продают по 150-200 рублей – практически по стоимости ниток, из которых их вязали. Выходит, что нужно быть не только умельцем, но и немного бизнесменом, чтобы просчитать, что и для кого делать.