После компа – на площадку. В Кузбассе активно развивается фиджитал-спорт

Фиджитал-спорт не может существовать без киберспорта. © / Анна Городкова / АиФ

В сентябре прошлого года в Кемерове открылся первый в мире Фиджитал-центр, совмещающий киберспортивный клуб и спортивные площадки. Официально этот вид спорта был признан только в январе этого года, однако кузбасская команда уже стала победителем в двух дисциплинах киберспорта: «CS:GO» и «Dota 2». А в октябре начнётся межрегиональный этап всероссийского чемпионата, который пройдёт в Кемерове.

   
   

Фиджитал-спорт – новое направление в мире спорта, объединяющее виртуальную реальность с физической нагрузкой. Суть в том, что сначала спортсмены командами сражаются друг против друга за компьютером (например, в футболе или баскетболе), а потом выходят на реальную спортивную площадку и играют три на три. Киберспортом являются далеко не все игры, а их малая часть, где у команд нет преимущества над соперником и условия являются равными в матче. «Чистых» фиджитал-спортсменов не так много, обычно футболистам приходится учиться играть виртуально или киберспортсменам – дружить с мячом.

Фиджитал-спорт - соединение интеллектуального и физического. Фото: АиФ/ Анна Городкова

Всестороннее развитие

Фиджитал-центр в Кемерове занимает площадь 1 260 кв. м на территории «Кузбасс-Арены». В киберспортивной зоне площадью 260 кв. м оборудованы зона Playstation на три места, компьютерная зона на 20 мест и две зоны VR, а также сервисы для гостей – зона отдыха, ресепшн, раздевалки, душевые, туалеты. На спортивной площадке также можно заниматься мини-футболом, баскетболом, панна футболом и воркаутом.

Прийти поиграть туда может кто угодно: как отдельно, так и своей командой. Час за компьютером стоит 100 рублей, за «плойкой» – 250 рублей, а погрузиться на час в виртуальную реальность стоит 300 рублей. В цену сходит и использование спортплощадки. На каждого посетителя заведут аккаунт и за счёт показателей цифровой и физической активности сформируют индивидуальный рейтинг, который можно посмотреть в личном профиле.

Председатель федерации киберспорта Кузбасса и фиджитал-спорта Михаил Оболончиков рассказывает, что сам киберспортом начал заниматься с 2017 года: организовал свой первый LAN турнир (игра на одной арене по локальной сети – прим. ред.) в Новокузнецке. После этого стал присматриваться к игрокам Кузбасса, чтобы собрать команду.

В фиджитал-центре есть отдельные зоны для игр на разных устройствах. Фото: АиФ/ Анна Городкова

«Киберспорт мне интересен давно. Я участвовал в киберспортивных турнирах по CS 1.6, даже занимал 3 место по СФО, но в те времена данный спорт ещё не был так популярен. Важной частью киберспорта является и поддержка физического развития спортсмена. Это влияет на ментальную составляющую режима и форму игрока. Поэтому родителям стоит изучить, какими играми увлечены их дети. В этом как раз может помочь наш центр», – рассказывает Михаил.

Спорт – сила, а киберспорт – мозг

26-летний киберспортсмен Влад Мирошниченко из Новокузнецка успешно совмещает работу в «Ростелекоме», тренерство Dota детей в детском лагере и собственные игры с командой. Парень обладатель двух кубков с первым местом от Федерации киберспорта Кемеровской области, первого места на Make Arena и другого.    
   

15 лет назад двоюродный брат Влада предложил ему поиграть в первую DotA, после чего парень подсел на игру и понял, что ему это интересно и приносит удовольствие. Даже когда брат повзрослел и бросил игру, Влад продолжил развиваться уже в Dota 2, участвовать в чемпионатах и создал собственную киберспортивную команду «Evil Masters». Он планирует играть ещё четыре года и посмотреть, как всё пойдёт дальше. Несмотря на то, что сам Влад – киберспортсмен, он считает, что спорт и кибер не могут друг без друга: «Вечно сидеть за компом нельзя, могут вылезти всякие разные болячки: к примеру, туннельный синдром (защемление нерва между мышцами запястья – прим. ред.), которым я пострадал некоторое время. Тело создано для движений, поэтому всё нужно совмещать. Спорт – это сила, движение, дыхание; а киберспорт – мозг, реакция, мышление».

Новокузнечанин уверен, что происходящее в игре – очень зрелищно и красиво. На крупные турниры с многотысячными местами на стадионах быстро разбирают билеты, поэтому у этого вида спорта большое будущее.

Как правило, для игр нужны мощные компьютеры. Фото: АиФ/ Анна Городкова

Главный тренер мини-футбольной академии Кузбасса Денис Войтик со своей командой стал первым победителем весеннего кубка Кузбасса по фиджитал-футболу. Он признаётся, что реальный футбол ему, конечно, ближе, но киберспорт всегда был рядом: он начал играть в FIFA 94 на PC ещё тогда, когда она произвела фурор и все о ней только мечтали (компьютерные клубы были переполнены).

«Реальный спорт важнее и полезнее, чем его кибер-брат, но ведь не все могут это себе позволить по разным причинам. Хотя каждый должен уделять внимание спорту, в любом его проявлении, ведь это в первую очередь здоровье! В целом к фиджиталу отношусь с огромной симпатией. Объединение реального спорта и кибер – огромный плюс для всех его участников. В нём мало просто хорошо владеть джойстиком, если ты хочешь успешно выступить на турнире. Придётся встать с дивана и пойти с друзьями в «коробку» поиграть в настоящий футбол, прокачать навыки», – говорит Денис.

Реальный спорт тоже крайне важен, чтобы не ухудшать здоровье. Фото: АиФ/ Анна Городкова

Кибер и фиджитал-спорт активно входит в нашу жизнь: проводятся чемпионаты различного уровня, люди зарабатывают огромные деньги. А по факту для этого нужна только консоль или компьютер и сеть. Действительно, чем не спорт будущего?

Топ 10 игр киберспорта

Dota 2. по Доте было проведено полторы тысячи турниров, а общие призовые фонды составили почти 232 млн долларов.

CS:GO. За 5 600 турниров было разыграно 113,5 млн долларов.

Fortnite. По игре было проведено меньше 700 турниров, но разыграно 102 млн долларов.

League of Legends. На 2,5 тыс. турнирах разыграли 83,6 млн долларов.

StarCraft 2. Классика киберспорта, которая живет до сих пор. Всего разыграно 34,7 млн долларов.

PUBG. Разработчики разыграли почти 33 млн долларов.

Overwatch. За пять лет с момента релиза было разыграно 26,7 млн долларов.

Hearthstone. За семь лет разыграли 25 млн долларов.

Arena of Valor. Первый представитель мобильного киберспорта. За 62 турнира разыграли 24,09 млн долларов.

Heroes of the Storm. За время киберспортивной жизни Хотса были разыграны 18 млн долларов.