Учитель истории и обществознания из ижморской школы Владимир КИМСТАЧ предупреждает человечество о грядущем мировом апокалипсисе. Можно ли избежать "конца света"? Отвечая на этот непростой вопрос, он разработал философскую теорию и совсем недавно с успехом защитил кандидатскую диссертацию.
Конечно, для маленькой Ижморки и ее обитателей тема этих научных изысканий не очень актуальная, потому что совсем непонятная. Ведь уникальные философские изыскания ижморского ученого имеют сугубо планетарные масштабы. Но их очень высоко оценил ученый мир, в том числе и в Ростовском государственном университете, где в ноябре прошлого года Владимир Кимстач успешно защитил диссертацию кандидата философских наук. А председателем диссертационного совета у него был зять Сталина Юрий Жданов.
О своей теории Владимир Николаевич попытался мне рассказать на кухне, угощая разносолами.
- Владимир Николаевич, я прочитал некоторые Ваши научные публикации на тему грядущей катастрофы человечества. Мне кажется, что Ваши научные исследования слишком далеки от ижморского народа. Поэтому вряд ли они могут быть здесь когда-то востребованы и поняты. Зачем же в таком случае они вообще нужны?
- Каждый человек в какой-то мере философ, он определяет свое место в мире, руководствуется своими жизненными принципами. И неважно, где он живет. К философским учениям нужно относиться не как к абстрактным понятиям, которые не имеют прикладной ценности, а как к полезному интеллектуальному продукту, который способен разрешить накопившиеся проблемы в обществе.
- И, на Ваш взгляд, какие же самые глобальные проблемы угрожают нам, мирно сидящим за столом в засыпанной снегом Ижморке?
- И Россия, и весь мир - на перепутье эпох и мучительно пытается найти объединяющую идею. В своих исследованиях я доказываю, что в качестве этой спасительной идеи может служить идея достижения человечеством техно-гуманитарного баланса, что подразумевает гармонизацию технологических и гуманитарных возможностей человека. В моей научной работе вся история человечества рассматривается в контексте поиска путей для достижения баланса между постоянно растущим могуществом человечества и механизмами сдерживания своей агрессии.
- Вы предупреждаете человечество о том, что бурное развитие технических возможностей при низком уровне духовной сферы неминуемо приведет наш мир к глобальным техногенным катастрофам и в конечном итоге к так называемому "концу света"?
- Мне как философу это очевидно. В подтверждение можно привести множество примеров, припомнив хотя бы ту же Чернобыльскую катастрофу. И трагичность ситуации усугубляется тем, что современная цивилизация не умеет устранять последствия подобных глобальных катастроф. Ведь человечество не знает, как обуздать свои технические возможности, особенно последствия выхода из-под контроля наукоемких и высокотехнологичных процессов. России, как и всему человечеству, нужна новая, отвечающая проблемам времени мораль, которая бы впитала лучшие гуманистические достижения различных религий, философских учений и научно-техническое знание, оплодотворенное высокой духовностью.
- А вот именно для Кузбасса, который знаменит и большим промышленным потенциалом, и в тоже время - техногенными авариями, Ваши идеи могут пригодиться?
- Наши идеи могут стать важной методологической основой для разработки региональных программ развития, в том числе и для Кузбасса. Управляющие структуры, разрабатывая модель будущего социально-экономического состояния региона, в первую очередь должны создать условия для формирования у людей мотивов к действиям в рамках программы. Обязательно должно достигаться совпадение целей программы социально-экономического развития с ценностной сферой бытия. Только тогда возможен тот самый желанный процесс активной поддержки населением программ, создаваемых чиновниками.
- Но у нас на деле часто бывает, что многие программы составляются только во вред народу и во благо самих чиновников?
- Поэтому я убежден, что любая глобальная или региональная программа социально-экономического, культурного и духовного развития должна проходить экспертизу на адекватность морально-этических оснований ее создания, обязательно нужна философская экспертиза ценностно-смысловых принципов ее построения. Проще говоря, чтобы не жили мы по принципу: "Хотели как лучше, а получилось как всегда".
...Владимир Кимстач на "тихой" охоте в окрестностях Ижморки после грибных дождей часто размышлял о том, как изменить человеческое мировоззрение и достичь баланса между технологическими и гуманитарными возможностями человека. Но понять эту философию пока, к сожалению, вряд ли по силам его землякам. И "конец света" их не тревожит. Хотя и они тоже в поисках. Ежедневно и безуспешно философствуют, пытаясь найти хотя бы для начала гармонию и баланс между своими копеечными доходами и элементарными человеческими потребностями.