В Новокузнецком районе назревает война за землю
В далеком 1992 году на въезде в Новокузнецк арендно-строительному предприятию "Домостроитель" было выделено 14 га земли. Участок с одной стороны ограничен дорогой, с другой - речкой. Постепенно садовое общество расползлось с отведенных границ: где-то поперек ближе к реке, где-то вдоль, благо других претендентов на эти неудобицы не было. Никаких препятствий совхоз им. Димитрова, из земель которого эти гектары были изъяты, тому не чинил. После ликвидации "Домостроителя", официального хозяина земли, никто из садоводов не озаботился подписанием акта о передаче занимаемого им надела. Промолчали о необходимости этой формальности и чиновники.
Когда спустя три года садоводы взялись оформлять требуемые документы на землю, оказалось, что в обществе не 14, а 23 га. В кадастровом центре их успокоили: совхоз им. Димитрова на этом участке паи выделять не планирует, оформляйте пока 14 га, а остальные 9 пройдут по документам на расширение.
"Не возникайте!"
Чиновничья волокита особо садоводов не насторожила: многие не понаслышке знакомы с тем, как долго документы могут ходить из одного кабинета в другой. Поэтому, когда весной 2009 года к ним в общество вдруг пришел собственник земли, это для всех стало неожиданностью. Согласно свидетельству о госрегистрации права, 25 апреля 2008 года, т. е. тогда, когда садоводы уже начали оформление занимаемой ими земли, был подписан договор дарения земельного участка, принадлежащего некоему таинственному дарителю. Причем в документе отмечено, что построек на этой территории нет. Как могли "даритель" и землемеры, без которых документы невозможно оформить, не заметить 45 добротных дачных домиков почти 20-летней давности, остается загадкой. Однако само свидетельство о госрегистрации - документ вполне реальный, заверенный печатью управления ФРС.
"Если будете возникать, - предупредил дачников собственник, - сравняю все с землей бульдозерами и выставлю неустойку за самозахват земли". Пока решительных шагов с его стороны не было, только заявления о том, что здесь будет у него стоять АЗС, а там, наверное, он захочет поставить магазин, благо место это бойкое, и торговля у шоссе на въезде в город должна быть прибыльной. Справедливости ради стоит отметить, что со стороны собственника было вскользь высказано предложение о том, что садоводы смогут остаться, если будут платить ему арендную плату. Но садоводов обязанность дополнительных сборов не вдохновила.
Лишний должен уйти
- Мы не знаем, куда нам обращаться за помощью, - рассказывает Ольга ПАЗОВА, председатель СНТ "Домостроитель-2". - События, которые происходили и происходят вокруг московского "Речника", не внушают оптимизма. Поэтому наши садоводы уже готовы организовать круглосуточное дежурство, вооружиться граблями и вилами и не пускать чужаков на свои участки. Наталья Витковская, председатель комитета по управлению госимуществом Кемеровской области, как вариант предложила оформить дополнительный земельный участок в другом месте на свободных землях. Но кто поможет пенсионерам перенести их строения, взращенные в течение многих лет сады, удобренные грядки? Может, проще господину собственнику предложить другой участок, он ведь в эту землю не вложил ни копейки денег, ни своего труда?"
мнение
Татьяна ШИПУЛИНА, юрист:
- Ситуация в "Домостроителе-2" сложилась очень непростая. Пробелы в законодательстве не дают четкого ответа, что в подобной ситуации делать. Наглядное тому доказательство - нашумевший недавно конфликт вокруг некоммерческого садового партнерства "Речник", где поиск выхода из тупика ведется на уровне правительства.
В Новокузнецком районе, как в МУП "Кадастровый центр", так и в администрации, к сожалению, нет должного порядка в вопросах с землей. Поэтому садоводам не обойтись без судебного разбирательства. Но поскольку судья принимает единоличное решение и не всегда досконально вникает в суть дела, садоводам зачастую приходится годами ходить по замкнутому судебному кругу. Однако выиграть дело можно, только для этого потребуется огромное терпение и труд, ведь, возможно, придется пройти все судебные инстанции вплоть до Конституционного суда РФ и Европейского суда по правам человека.