Сегодня Василию ЗАХАРЕНКОВУ, директору НИИ комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний Сибирского отделения РАМН, исполняется 60 лет.
Его жизненный путь может стать примером для молодежи: самый молодой главный врач в Академии медицинских наук СССР в 80-е, лидер во многих начинаниях и постоянный генератор новых идей. Сегодня этот замечательный человек - наш собеседник.
- Что изначально определило ваш выбор профессии?
- О том, что стану врачом, я решил еще в классе шестом-седьмом. Правда, потом, когда увидел по телевизору в одной из программ лабораторию физиологии Кемеровского мединститута и опыты, которые там проводятся, чуть было не передумал. Мама уговорила не менять решение. В то время в стране было начинание - давать в одном вузе по две специальности. Т. о., я получил еще один диплом - журналиста. Так что официально у меня две профессии, хотя медицине я никогда не изменял.
После окончания института распределился в систему УВД, работал с наркоманами в колонии строго режима в городе Ленинск-Кузнецкий.
- А какая связь между пенитенциарной системой и НИИ комплексных проблем гигиены и профзаболеваний? Каким образом сменился вектор направленности вашей деятельности?
- Когда институт только еще создавался, его руководитель Виктор Васильевич Бессоненко попросил коллег из ГИДУВа присмотреть молодых инициативных специалистов из числа тех, кто приезжал повышать квалификацию. Среди них оказался и я. Сначала я поработал врачом- психоневрологом, организовал кабинет, где вел прием. Потом Виктор Васильевич пригласил меня на должность главного врача. Практически сразу после моего назначения он сильно заболел и лег в больницу. Пришлось тогда очень нелегко, но покровительства Бессоненко я не просил. Решил для себя: если не справлюсь, уйду. Справился. Кстати, я тогда был самым молодым главным врачом Академии медицинских наук СССР и проработал на этом посту больше 12 лет.
- В вашем послужном списке есть еще санаторий, лечебно-восстановительный комплекс "Таргай". Расскажите, пожалуйста, об этом этапе вашей жизни.
- Когда в институте сменилось руководство, я ушел в закрывающийся на тот момент санаторий-профилакторий треста "Кузнецкпромстрой". Это был 1992 год - период кризиса: отдыхающих нет, у людей денег нет, профсоюзы не работали. Я пошел по тогда еще новому пути - привлек в качестве партнеров крупные предприятия. В результате за срок менее года мне удалось здесь создать мощную лечебную базу и в два раза увеличить коечный фонд. Мы первые начали применять барокамеры, лазеро-магнитотерапию и другие методики. По набору медицинских услуг санаторий стал лучшим в регионе.
Еще когда мы работали вместе с Бессоненко в институте, у нас родилась идея создания комплекса "город-загород", где бы сочетались возможности клиники и загородного оздоровления. Поэтому совершенно естественным стал мой переход в полностью разрушенный перестройкой "Таргай" и создание на его базе сначала лечебно-восстановительного комплекса для инвалидов-колясочников (первого в России), а потом и объединения данного комплекса с детской больницей N 7. Причем создавать базу пришлось практически с нуля - не было ни света, ни воды, кругом царила разруха. Тем не менее вскоре мы приняли первых отдыхающих, и жалоб на неудобства с их стороны не было. Я до сих пор убежден, что многим детям в первую очередь требуется не медикаментозное лечение, а оздоровление в экологически чистых зонах отдыха.
- А как же наука? Организационная деятельность оставляла вам на нее время?
- Когда есть желание двигаться вперед, то одно другому не мешает. Работая в "Таргае", я накопил значительный материал - результаты моей научной и практической деятельности. На их основе я защитил сначала кандидатскую, а потом и докторскую диссертации.
- Т. е. в институт вы вернулись уже "остепененным" специалистом?
- Да, причем это было очень интересное время, когда руководитель не назначался, а избирался. Мне пришлось бороться с двумя очень сильными кандидатами на эту должность.
- Не этот ли опыт подтолкнул вас к решению пойти на выборы в Новокузнецкий городской Совет?
- Я всегда занимал активную гражданскую позицию. И в городской Совет избирался трижды. К тому же для того, чтобы эффективно управлять институтом, надо не понаслышке знать, чем занимается депутатский корпус и исполнительная власть. В отношении охраны здоровья населения наши интересы переплетаются: власти нужны адекватные программы, по которым необходимо организовывать работу, нам важно, чтобы наши предложения не оседали в столе, а реализовывались.
- Вы имеете в виду программу "Здоровье школьников"? Но какое отношение она имеет к профессиональным заболеваниям, которыми занимается институт?
- Не только ее. Вообще исследования, проводимые нашим институтом, имеют во многом социальную направленность. Мы занимаемся комплексным подходом к здоровью работающего, а закладывается оно именно в детстве. Если будет налажен мониторинг за состоянием здоровья каждого ребенка, можно будет вовремя скорректировать возникающие патологические состояния и еще на уровне профориентации помочь подростку выбрать сферу дальнейшей деятельности с учетом состояния его здоровья, чтобы впоследствии максимально продлить его работоспособный период.
- Ваши программы находят понимание у власти?
- Получить понимание мало. Надо, чтобы было финансирование. А оно сейчас, в связи с кризисом, к сожалению, приостановлено. Сейчас на уровне области рассматриваются две большие программы: одна - по здоровьесбережению школьников, другая направлена на сохранение трудового потенциала в регионе. В идеале необходимо создать такие условия, в которых работодатель будет заинтересован в сохранении здоровья своих работников. Пока же он знает, что вместо одного заболевшего за воротами ждут свободную вакансию несколько человек, поэтому "выжимает" из работника все, что можно. Сегодня можно говорить о реализации только одной подпрограммы, касающейся здоровья шахтеров.
- У вас такая кипучая деятельность. А на дом, семью времен хватает?
- Дефицит времени возникает тогда, когда оно неправильно организовано. Если стоит цель и есть понимание того, как к ней идти, то можно сочетать и работу, и депутатскую деятельность, и семейные дела.
- И в завершение хотелось бы задать традиционный вопрос: каковы ваши планы на ближайшие годы?
- Работать. Сохранять и развивать институт. У нас для этого есть хороший научный потенциал, опыт и желание добиваться новых результатов.
Сотрудники института сердечно поздравляют Василия Васильевича с юбилеем. От всей души желают ему доброго здоровья, активного долголетия и успехов в его нелегком труде, требующем огромных душевных сил и полной отдачи. Счастья Вам, новых творческих идей и возможностей для их реализации.