20 мая на одном из разрезов Кемеровской области прошли первые промышленные испытания уникального комплекса, который создали студенты Кузбасского государственного технического университета. За эту разработку ребята получили грант всероссийской программы «УМНИК». Но есть ли перспективы у будущих инженеров? Сумеют ли они найти своё место в жизни? И смогут ли создавать отечественных роботов? Об этом мы спросили у кандидата технических наук Георгия Дубова.
Зачем изобретать велосипед?
– Георгий Михайлович, что же это за комплекс такой, который высоко оценили у нас в Кузбассе и признали одним из лучших в масштабах всей страны? Откуда у студентов такие передовые идеи? И вообще, как из вчерашних школьников вырастают гении инженерной мысли?
– Гении инженерной мысли – это, по сути, высококвалифицированные специалисты, которых сейчас очень не хватает во всех сферах промышленности. Интерес к инженерному творчеству и созданию сложных технических устройств закладывается у человека с детства и продолжает развиваться в течение его последующего обучения. По этой причине в рамках нашего института при поддержке департамента образования и науки Кемеровской области сотрудниками кафедры прикладной механики на протяжении уже нескольких лет организуются областные соревнования мобильных роботов среди школьников Кузбасса.
Причём количество и география участников ежегодно увеличивается. Необходимо также отметить тот факт, что три года назад на кафедре прикладной механики нашего института было создано молодёжное научное общество «Робототехника», а также лаборатория с аналогичным названием. Кстати, многие проекты студентов находят своё практическое применение на производстве. Вот, например, аппаратно-программный комплекс позиционирования функциональных элементов горных машин – о нём вы упоминали в начале нашей беседы. На буровом станке используются буровые штанги, став которых при бурении достигает нескольких десятков метров.
Если в процессе работы возникают некоторые отклонения на угол больше допустимого, то происходит изгиб и поломка штанг. При этом работа останавливается, оборудованию нужен ремонт. А комплекс, который создали студенты, позволяет контролировать данные отклонения в режиме реального времени и своевременно корректировать работу бурового станка. Промышленные испытания комплекса прошли успешно, хотя и были выявлены некоторые незначительные недочёты. В дальнейшем ребята планируют их исправить и довести свою разработку до ума на те 400 тыс. рублей, которые получили по гранту всероссийской программы «УМНИК».
На сегодняшний день для дальнейшего развития направления робототехники в рамках нашего института планируется создание кафедры прикладной механики и робототехники с последующей подготовкой на этой кафедре магистров по программе «Роботы и робототехнические системы». Это позволит обеспечить рынок труда нашего региона квалифицированными специалистами в данной области.
– Как-то на онлайн-конференции Владимиру Путину задали вопрос о том, патрулируют ли границы России огромные боевые человекоподобные роботы. Он сказал, что это вполне возможно, но только в тандеме с пограничниками. А как вы считаете, далеко ли нашим российским инженерам до воплощения фантастических идей, таких или попроще? Чего не хватает современным конструкторам: денег, времени или опыта, чтобы хотя бы нормальные машины создавать?
Такие примеры уже есть. Конечно, боевые роботы никогда не будут точной копией человека, но робот на гусеничном ходу уже был создан учёными и студентами МГТУ им. Н. Э. Баумана, и на сегодняшний день он один из лучших в мире. Но для обслуживания роботов опять-таки нужны специалисты, которых у нас единицы. Я считаю, чтобы сделать прорыв в той или иной отрасли, нужно опережать её развитие, т. е. готовить кадры на перспективу. Иначе получится так, что заводы мы поставили, роботов создали, машины построили, а работать на них некому.
«Технарю» везде дорога?
– Пока у нас в Кузбассе никакого прорыва: КЭМЗ закрылся, на Юрмаше кризис. А на тех шахтах и заводах, которые ещё работают, зарплата сотрудников ИТР – 20 тыс. рублей. Что стало с когда-то престижной профессией? Почему же не ценятся у нас люди труда? И куда идти молодым специалистам-выпускникам вузов, тем более таким, которые должны работать в самой продвинутой отрасли? Как им найти своё место в жизни?
– Специалист, имеющий базовое техническое образование, без работы никогда не останется. Если не найдёт себе места на предприятиях в соответствии с полученным базовым образованием, то при необходимости способен сделать карьеру в других отраслях промышленности. Наконец, даже перепрофилироваться и в юриста, и в экономиста, и даже в журналиста. А вот выпускник с высшим гуманитарным образованием вряд ли сумеет стать квалифицированным «технарём». Это подтверждает и статистика. Ведь подавляющее большинство руководителей и на производстве, и в государственных учреждениях – люди с базовым техническим образованием.
Что касается престижа профессии, то тут опять «постарались» 90-е. В условиях становления рыночной экономики престижнее было получить юридическое и экономическое образование. Соответственно значимость технического, инженерного образования падала. И это отчасти было связано со спадом практически во всех областях промышленности страны. Но бизнесменами-то стали не все, и сейчас вновь появилась потребность в инженерах. Квалифицированным кадрам директора предприятий готовы платить достойные заработные платы, но за эти деньги нужно действительно работать. Проблема в том, что большинство молодых людей либо трудятся спустя рукава, либо вообще надеются на сиюминутную прибыль.
– Бытует мнение, что пока космическая отрасль нужна, будут жить и наши космические программы, будут летать ракеты. Но! Ракеты уже падают. Американцам мы продаём двигатели, которые были сделаны в 70-е годы. Что будет дальше? Кто должен навести порядок? Кому это всё нужно? Государству? Или частному сектору, который, не заморачиваясь, покупает бульдозеры не ЧТЗ, а китайского производства?
– Китайские товары, машины, запчасти, компьютеры и роботов покупают во всех странах, а не только в России. Это отчасти связано с доступностью китайских товаров. Но нельзя ставить в один ряд бульдозеры и ракеты. Порядок в стратегически важной космической отрасли, безусловно, должно наводить государство, а то, что ракеты взрываются, с одной стороны, это плохо, но с другой – это показатель, говорящий о том, что в данной отрасли не всё в порядке и есть над чем работать. В Америке, например, космические аппараты тоже взрывались и взрываются. И у нас в бытность Советского Союза было немало катастроф, но эта информация не становилась достоянием общественности, как сейчас.
Первоочередная задача, которая стоит сейчас, – вырастить квалифицированных, грамотных специалистов, востребованных на рынке труда, которые впоследствии будут совершать новые открытия, разрабатывать прорывные технологии, смогут проектировать, строить и обслуживать современные робототехнические комплексы, и это, я думаю, приведёт к положительной динамике в ключевых для страны отраслях.