Примерное время чтения: 6 минут
209

Ректор – о нехватке ученых кадров, стимулах и деньгах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. Аргументы и факты - Кузбасс 28/03/2012

Эти вопросы мы задали Юрию КЛЕЩЕВСКОМУ, известному в области общественному деятелю, ученому, доктору экономических наук.

– Юрий Николаевич, в этом году впервые в мировом рейтинге лучших вузов нет российских университетов. С чем это связано? Уровень наших учебных заведений стал ниже?

– Мировых рейтингов вузов очень много, и все они выбирают для анализа разные критерии. Иногда эти критерии не совсем подходят для оценки российской высшей школы, поэтому на основании данных этих рейтингов нельзя сказать, что российские учебные заведения, например, неконкурентоспособны или несостоятельны. Чтобы проследить какие-то изменения, нужно брать конкретное исследование и критерии, по которым его проводили, и уже потом делать вывод.

Быть ученым – дорого

– По данным Росстата, среди молодых ученых на всю страну – 3670 кандидатов наук и 17 докторов наук. Если верить статистике, за прошедшие десять лет эти цифры практически не менялись. Сейчас средний возраст доктора наук – около 50 лет, профессора – 60 лет, академика – 75. Почему так мало аспирантов и молодых ученых стремятся получать научную степень?

– Да, нехватка молодежи среди кандидатов, докторов наук существует. Это проблема многоплановая. Основные причины – нехватка времени и материальный вопрос. Во-первых, защитить диссертацию сложно, к подготовке работ существуют очень высокие требования, которые с каждым годом растут. Взять тех же юристов – у них невероятно сложная тематика для кандидатских и докторских. Чтобы подготовить хорошую научную работу, нужно много и кропотливо работать, тратить на нее много времени.

Во-вторых, у нас в области отсутствуют диссертационные советы. Ближайшие – в Томске, Барнауле, Новосибирске. Чтобы соискателю встретиться с руководителем, заявить свою работу, подготовить необходимые материалы, придется постоянно ездить в другую область, а это не только временные затраты, но и материальные в том числе. Кстати, бюджетных мест, выделяемых аспирантам, тоже мало, поэтому большинству соискателей на ученую степень нужно еще и оплачивать свое обучение, а деньги есть не у каждого.

– А как же бюджетные места и программы поддержки аспирантов? Можно же учиться и работать в этом же университете?

– Бюджетных мест в аспирантуре не много, поэтому большинство желающих идут на получение научной степени как соискатели. Что аспирантам, что соискателям приходится оплачивать не только обучение (в среднем от 10 тыс. до 40 тыс. рублей в год), но и обязательные экзамены кандидатского минимума – иностранный язык, философию и экзамен по выбранной специальности. Стоимость одного экзамена – от 1,5 тыс. до 4 тыс. рублей. Экзамены можно сдать в течение двух лет, диссертацию писать – три года, весь процесс работы не должен занимать более пяти лет. Прибавим сюда расходы на проезд, оплату печати научных публикаций, и получается не меньше пары-тройки сотен тысяч рублей. Мало у кого из аспирантов есть возможность вкладывать в обучение такие деньги.

Опять же должность преподавателя не имеет высокого статуса и хорошего заработка, который по Кемеровской области сейчас составляет около 20 тыс. рублей. С такой оплатой труда должность преподавателя вуза уже не считается престижной. Естественно, выпускники не очень-то стремятся остаться в аспирантуре, а предпочитают пойти работать, потому что достаток того же практикующего юриста, адвоката в несколько раз выше этих цифр. Даже учителям в общеобразовательной школе сейчас платят больше.

Вот и получается, что выпускники не уверены, что им нужно тратить пять лет жизни и внушительные суммы денег ради получения научной степени, чтобы потом работать за копейки.

– Нежелание молодежи получать ученые степени как-то влияет на уровень профессионализма преподавателей высшей школы?

– К счастью, нет. Университеты области укладываются в норму, когда преподавательский состав формируется из сотрудников с учеными степенями и без. На квалификацию преподавателя наличие или отсутствие степени серьезно не влияет. К тому же многие вузы ввели новую форму работы – приглашать специалистов-практиков, чтобы те вели курсы и лекции. Чаще всего это работники крупных специализированных компаний, владельцы бизнеса, топ-менеджеры промышленных предприятий, банков. Для юридических специальностей лекции и практики ведут сотрудники судебных инстанций, прокуратуры. Эти преподаватели показывают свой реальный опыт, выступают как эксперты, предлагая студентам эффективные инструменты работы по специальности, уже проверенные и отработанные самим лектором.

Чего не хватает?

– А какими должны быть стимулы для студентов и молодых ученых? И кто должен об этом заботиться – сама высшая школа или государство?

– Все должны мотивировать молодежь. В любом случае вуз заинтересован в привлечении свежих сил, тех, кто в будущем заменит уходящих на пенсию доцентов и профессоров. Нужно вести работу не с выпускниками, а с начинающими студентами и весь срок обучения активно привлекать их к научной работе, показывать новые возможности, помогать с участием в различных конкурсах. Здесь, видимо, просто не хватает пиара. Молодежь мало знает о тех возможностях, которые дает научная деятельность.

У нас в Кузбассе давно оказывается серьезная поддержка молодым ученым: им выделяют ссуды на жилье, выплачивают компенсации, для оплаты их дальнейших научных изысканий есть масса губернаторских грантов, субсидий, программ поддержки кандидатов наук. Перечислять все их нет смысла – их очень много.

– Каков ваш прогноз? Помогут ли эти меры, станет ли в области больше кандидатов и докторов среди молодежи?

– Хотя проблема еще существует, процесс уже начал понемногу двигаться вперед. По последним данным ВАК, с начала года около 30% аспирантов успешно защитили свои работы. А это показатель того, что интерес к науке и желание развиваться у наших ребят есть, главное, его сейчас всесторонне поддерживать.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах