Причины проблемы и ее решение попытались найти представители промышленных предприятий юга Кузбасса, учебных заведений профессионального образования и службы занятости за «круглым столом», который организовали «Аргументы и факты в Кузбассе» совместно с Кузбасской торгово-промышленной палатой в городе Новокузнецке.
Вернуть распределение
Отсутствие достаточного количества молодых кадров на предприятиях работодатели называют катастрофой. Демографическая яма 90-х потянула за собой клубок проблем. Снижение количества выпускников школ привело к сокращению числа училищ и техникумов: в Новокузнецке десять лет назад было 18 училищ, а сегодня – только восемь. В южной столице Кузбасса ситуация усугубляется еще и тем, что 70% выпускников школ, успешно сдавших ЕГЭ, стремятся уехать из города. Кто остается и идет в ссузы? «У нас обучается та категория граждан, которую трудно представить получающими образование в другом месте, – так называемое социальное сиротство. И сегодня класс рабочих, формирующийся в Новокузнецке, с моей точки зрения, маргинализирован», – прокомментировал ситуацию Юрий КОРНЕЕВ, депутат облсовета, директор Новокузнецкого строительного техникума. В его техникуме более четверти учащихся – дети-сироты, «со всеми вытекающими последствиями»: отсутствием интереса к учебе, социальным нигилизмом, нежеланием работать. После получения одной профессии они не стремятся в цеха, а снова садятся за парты, т. к. до 23 лет имеют поддержку от государства. Заставить их работать, по мнению депутата, может возвращение системы распределения по предприятиям.
Заманивать с 4 класса
Еще пять лет назад работодатели открещивались от поддержки училищ и техникумов, аргументируя это тем, что платят налоги, на которые должно развиваться образование. Но, видимо, платили мало налогов, потому что материальная база, пришедшая в упадок, заставила преподавателей на пальцах объяснять устройство импортных станков или шахтовых комбайнов. В итоге рабочие, в глаза не видевшие современную технику, выводят ее из строя. Столкнувшись с этими проблемами, производственники пересмотрели свое отношение к сфере образования. «Практические занятия проходят на базе учебно-курсового комбината шахты. Собственник решил: пока он не вложит деньги в образование, будет получать неквалифицированную рабочую силу. Поэтому, приобретая новую технику, один экземпляр он отправляет на цели обучения», – привел пример сотрудничества ссуза с работодателем директор Междуреченского горностроительного техникума Сергей ЗАХАРОЧКИН.
Предприятия «Южкузбассугля» будущих рабочих привлекают еще со студенческой скамьи стипендиями и гарантированной оплачиваемой практикой, а также проводят профконсультации для школьников. «Мы вынуждены идти в школы, встречаться с детьми и родителями, разрабатывать мероприятия по профориентации. Планируем проводить занятия с 4 класса», – сообщила Ирина КУЧЕРЕНКО, начальник управления планирования, подбора и подготовки персонала дирекции по персоналу ОУК «Южкузбассуголь».
Прогнозировать заказ
– Поможет ли профориентация переломить установки родителей и среды – это еще вопрос. Честно признайтесь себе, куда бы вы отдали своего ребенка учиться: на штукатура-маляра или менеджера? Прежде надо повышать престиж рабочих профессий, – подчеркнула Алла СЕМЕНОВА, директор Центра занятости населения Новокузнецка. – Для этого сами предприятия должны предложить молодежи не ручной труд, а высокотехнологичные места, чтобы выпускники стали «рабочей аристократией».
Можно придумывать разные «пряники» для заманивания молодежи в цеха – это решит сегодняшние проблемы. А что завтра? Нужен прогноз. Для начала сами предприятия должны определиться, кто им понадобится через пять-десять лет, дать заказ училищам. А то, помнится, в начале 90-х все говорили, что для новой России нужны юристы и экономисты. Сделали заказ, открыли специализированные классы, создали моду, а сейчас эти специалисты стоят в очереди безработных. Но и шахтеры тоже были в числе безработных.