Китайские автомобили стремительно завоёвывают российский авторынок, и это неудивительно. По мнению специалистов, они сочетают в себе отличное качество, доступные цены и современные технологии.
Корреспондент «АиФ в Кузбассе» пообщался с автоэкспертом Русланом Тазеевым, занимающимся импортом автомобилей. Он рассказал о популярности, перспективах, плюсах и минусах китайских машин и многом другом.
Популярны и относительно доступны
Елизавета Журавлева, kuzbass.aif.ru: Руслан, из-за чего у нас увеличивается спрос на китайские автомобили?
Руслан Тазеев: Конечно же, фактор, который сыграл огромную роль в росте спроса, это введение санкций. После ухода европейских брендов в РФ начали массово заходить китайские, стали открываться дилерские центры.
— Какие модели китайских автомобилей пользуются наибольшей популярностью среди потребителей и почему?
— Самый популярный, наверное, у нас Haval, потому что на него самые доступные цены. Если мы начинаем с базовых автомобилей-кроссоверов, то у него самая низкая начальная цена и самая большая линейка — порядка 15-18 моделей. Плюс Haval ещё запускали государственную программу – скидку в 400 000 рублей. Господдержка дала большой толчок потребителям к покупке нового авто.
Мой собственный рейтинг популярности «китайцев» у наших людей такой: 1 место – Haval, 2 место – Chery, 3 место – Geely.
— Какие основные преимущества и недостатки китайских автомобилей можно выделить с точки зрения их соответствия потребностям водителей?
— Сейчас настолько много китайских брендов, начиная от бюджетных и заканчивая премиальными, которые запускаются в России (гибриды и электрокары), что они полностью покрывают все потребности клиентов.
Что касается недостатков... Наверное, единственный – в данный момент никто не знает, что будет через 2-3 года с новыми авто, которые только заходят на рынок: Jetour, Omoda, гибриды. Люди их уже покупают, а они ещё не прошли проверку нашим суровым климатом.
— Каковы качество сборки и надёжность китайских автомобилей? Как они сравнимы с другими мировыми брендами?
— Китайские бренды открывают у нас, в России, производство: запускают свои заводы, привозят своё оборудование. Поэтому качество сборки достаточно хорошее.
Если мы сравниваем с концернами типа General Motors, BMW, Mercedes и т. д., конечно, Китай в чём-то уступает, особенно базовые модели, средний класс (Chery, Geely, Changan). А если мы берём премиальный класс того же китайского бренда, то он ни капли не уступает немецким аналогам: это Zeekr, Lixiang, Exeed, Tank.
Новшества и фишечки
— Какие инновации или особенности в дизайне и технических характеристиках китайских автомобилей привлекают внимание российских потребителей?
— Китай использует идеальное сочетание двигателей и коробки. Сочетание роботизированной КПП (коробка переключения передач. — Ред.) и турбированного двигателя дают меньший выброс, большую скорость и меньший расход топлива.
Инновационные функции присутствуют практически во всех китайских автомобилях. Даже базовые модели оснащены достаточно хорошими системами безопасности и всякими фишками, к которым у нас в России люди не привыкли.
Для многих новшество — открывать машину с помощью отпечатка пальца или по считыванию лица, переключать песни жестами рук, управлять автомобилем с помощью голоса и тому подобное. Это всё дал нам Китай, и водители только привыкают к этому.
— Насколько доступны запчасти на китайские автомобили в Кузбассе?
— По запчастям проблем никаких нет. На массовые бренды (Haval, Cherry и Geely) и массовые автомобили (Haval Jolion, Chery Tiggo 7 Pro [Pro Max] и Geely Coolray), которые в Кузбассе можно часто встретить, есть и кузовные запчасти, и оптика, и стёкла, и расходники на техническое обслуживание.
А если мы берём более редкие автомобили, которые мало продаются либо вообще не представлены в Кузбассе или в Сибири, то с ними, конечно, намного сложнее. Бывают случаи, когда у людей с новыми автомобилями что-то случается, они по гарантии обращаются к дилеру и им говорят, что ожидание запчасти составит 2-3 месяца.
Самая лучшая ситуация с теми машинами, которые полностью собираются в России, — это Haval Jolion, F7, часть автомобилей Chery. Также у нас собирается «Москвич» — это полностью стилизованный Jac.
— Почему среди российских потребителей есть люди, которые негативно относятся к китайскому автопрому?
— Конечно, есть те, кто говорит: «Toyota — и ничего больше». Эти люди будут ездить на ней и никогда в жизни не пересядут на китайский автомобиль. Есть те, кто всегда будет любить классику: например, АвтоВАЗ, который лидирует в России по продажам авто. Хотя «Лада Веста» стоит 2,5 млн. рублей — за такие деньги можно купить полноприводный внедорожник, лучше, современнее и оснащённее (допустим, Haval Jolion).
Поэтому потребители, относящиеся негативно к китайскому автопрому, всегда останутся.
Требуются электрокары
— Какие тенденции развития китайских автомобилей вы видите на российском рынке в ближайшем будущем?
— В ближайшие 5-10 лет китайские бренды заполонят российский рынок. А постоянное открытие дилерских сетей, автосалонов и ввоз новых брендов только способствует этому.
— Что может ограничить дальнейший рост «китайцев»?
— Думаю, даже если ведущие бренды европейских производителей, которые ушли из РФ, вернутся, то пока наладят производство, сервисы, автосалоны, пройдёт минимум 7-8 лет. Поэтому сейчас развитию китайских брендов в России ничего не препятствует.
Люди их покупают из-за большого разнообразия. Каждый человек находит под себя конкретную машину.
Особенно большая востребованность в электрических автомобилях, в производстве которых Китай — мировой лидер. В Германии и Европе тоже производят такие автомобили, но мало того, что они сейчас не приедут в Россию, так они ещё отстают в 10-20 раз от китайских.
Китай на автомобильном рынке просто порвал весь мир и вышел вперёд. И догнать его или постоять рядышком вряд ли кому-то уже удастся.