Незабываемый 40-й сезон Губернаторского симфонического оркестра Кузбасса завершился. Корреспондент «АиФ в Кузбассе» выяснил, каким он был и чего зрителям ждать после творческих каникул.
Сезон был незабываемым
Ярким финалом сезона стал большой концерт для ценителей музыки. «По традиции, в концерты, открывающие и закрывающие сезоны, включаются произведения выдающихся композиторов Западной Европы и России», – отметила музыковед Ольга Гусева.
В первом отделении исполнили Четвёртый фортепианный концерт Людвига ван Бетховена, солировал лауреат нескольких международных музыкальных конкурсов Константин Емельянов. Второе отделение было посвящено Петру Чайковскому: прозвучали симфоническая фантазия «Франческа да Римини» и «Славянский марш».
Для дирижёра Губернаторского симфонического оркестра Кузбасса Василия Шульги прошедший сезон – дебютный. А потому, признаётся молодой человек, незабываемый: «У музыкантов очень большой опыт, и они делятся им со мной. Интересно общаться с людьми, которые сотрудничали со знаменитыми дирижёрами и с художественным руководителем оркестра – маэстро Тао Линь. Есть даже те, кто работает здесь на протяжении всех 40 лет».
Без публики нет той особой атмосферы, нет эмоционального подъёма.
Василий Шульга отмечает, что до сих пор находится под впечатлением от закрытия юбилейного сезона: «Предвкушение таких больших концертов всегда очень волнительно. Их ждёшь с нетерпением. Одно дело – репетиции, когда мы играем при пустом зале. Без публики нет той особой атмосферы, нет эмоционального подъёма. На репетициях, я думаю, такого невозможно добиться. Во время концерта оркестр начинает играть по-другому. Ты купаешься в музыке и чувствуешь поддержку зрителей. Это помогает двигаться дальше и делать хорошую музыку, не жалея сил. А после – есть маленькая грусть, что всё закончилось. Хотелось бы ещё и ещё повторить, несколько концертов подряд можно было бы давать».
О чём музыка?
Финальный вечер творческого сезона начался с Четвёртого фортепианного концерта Людвига ван Бетховена. Как пишет музыковед Михаил Друскин, его премьера состоялась 22 декабря 1808 года на последнем пианистическом выступлении автора. С 28 лет он страдал от прогрессировавшей глухоты. Несмотря на страшные приступы болезни и постоянный шум в ушах, композиторскую деятельность не оставил. Однако выходил на сцену гораздо реже, а позже и вовсе перестал солировать. Исполнить новое произведение он поручил Фердинанду Рису. Получив отказ, Бетховен обратился с этой же просьбой к Фёдору Штейну, но и его ответ был отрицательным. Автору ничего не оставалось – он сел за рояль сам.
Впервые в концертной литературе начальную фразу произносит солист. Такой приём с первых нот погружает слушателя в лирическую атмосферу первой части. Считается, что вторую композитор создал по мотивам мифа об Орфее и Эвридике. Певец приходит в Мир мёртвых и просит вернуть свою погибшую возлюбленную на землю. Бетховен позволяет услышать противостояние, которое заканчивается победой Орфея и без остановки переходит в радостную, светлую третью часть.
Далее оркестр исполнил фантазию Чайковского «Франческа да Римини». В книге «Чайковский. Путь к мастерству 1840-1877 гг.» искусствовед Надежда Туманина отмечает, что по дороге из Монпелье в Париж композитор в поезде перечитывал «Божественную комедию» Данте и в очередной раз был поражён историей Франчески, которую против воли выдали замуж за брата её возлюбленного. Но она и Паоло не смогли противостоять свои чувствам, за что были низвергнуты в Ад. Чайковский увидел в этом сюжете трагедию, причина которой – несправедливый жизненный уклад. Поэтому Франческа здесь не грешница, а жертва.
Во время концерта оркестр начинает играть по-другому. Ты купаешься в музыке и чувствуешь поддержку зрителей.
Произведение состоит из трёх частей. Сам композитор в программе, которой «сопроводил» рукописную партитуру, описывал спуск Данте и Вергилия в преисподнюю. «Воздух здесь оглашён стенаниями, воплями и криками отчаяния. Среди могильного мрака рвётся и мечется буря. Адский вихрь неистово мчится, унося в своём диком кружении души людей, разум коих помрачила в жизни любовная страсть», - цитирует Чайковского музыковед Людмила Михеева.
Критик Герман Ларош сравнил музыку этого отрывка с бушующей морской стихией на картинах Айвазовского. Средняя часть – печальный рассказ Франчески – достигает кульминации, уходит от лиричности и возвращается к мукам Ада.
Другое произведение Чайковского, вызвавшее восторг, прозвучало в финале закрывающего сезон концерта. Композитор в 1876 году написал «Славянский марш» по заказу Русского музыкального общества. Широкая общественность, в том числе и Чайковский, была взволнована событиями на Балканах. В то время шла сербско-турецкая война, в которой участвовали русские добровольцы.
Надежда Туманина пишет, что в основе «Марша» – три сербские песни, а также гимн Российской империи «Боже, Царя храни».
Сначала перед нами открывается картина угнетённого народа, затем мы видим восстание, битву и долгожданную победу. Финальный раздел оркестр исполнил на бис. Ольга Гусева подчеркнула: «Дорогие друзья, наш концерт завершился множеством восклицательных знаков».
Каким будет новый сезон?
Следующий творческий год обещает быть не менее ярким, чем прошедший. Сезон 2022-2023 будет посвящён Сергею Рахманинову. Губернаторский симфонический оркестр уже готовится удивлять зрителей. «Всего и не упомнить. У нас очень большая программа, которая ещё до конца не утверждена. Она будет кардинально отличаться от предыдущей. На открытии должен играть Денис Мацуев», – рассказал Василий Шульга.
В пресс-службе Филармонии Кузбасса имени Б.Т. Штоколова сообщили, что дата и программа стартового концерта станут известны ближе к осени. «Будет, на мой взгляд, шикарный абонемент, состоящий из Пятых симфоний четырёх композиторов: Чайковского, Шостаковича, Дворжака и Бетховена. В рамках фестиваля Рахманинова запланировано несколько концертов с хором. Исполним концертную постановку оперы «Алеко» (в составе: оркестр + солисты + хор), кантату «Весна» и «Три русские песни». Будут и чисто оркестровые концерты», – добавил дирижёр.