В 30 лет он стал главным художником города. По душе ему индустриальные пейзажи. А недавно его выставку под землёй внесли в книгу рекордов Гиннесса. Интересно ли сейчас искусство горожанам? Чем нужно украшать город? Не много ли в краю шахтёров и металлургов творчества, связанного с этими профессиями? Об этом корреспондент «АиФ в Кузбассе» поговорил с художником Ильёй Храбрым.
Другие не поймут?
Инна Сергеева, «АиФ в Кузбассе»: Илья, вы всегда хотели стать художником? Не боялись, что не будет достатка, ведь художники всегда были, мягко говоря, небогатыми?
Илья Храбрый: мой отец - художник, а мама - искусствовед, поэтому с самого раннего детства я был связан с культурой и творчеством. Помню, четырёхлетним мальчишкой играл с кисточками и красками в папиной мастерской, рисовал на холстах животных, электрички. Папа до сих пор хранит эти рисунки. С детства я понимал, как организовать пространство на листе, скомпоновать картину. У меня получалось рисовать! Но художником не собирался становиться. Уже будучи постарше, понимал, что времена сейчас тяжёлые - денег не заработаешь. Хотел быть архитектором, но при подготовке к экзаменам понял, что не сдам, поэтому пошёл по проторённой и привычной с детства дорожке. Думаю, поступил правильно, раз судьба так распорядилась. После окончания института работал в своей мастерской, затем четыре года преподавал в художественной школе. И в 2014 году стал главным художником Новокузнецка.
- А чем занимается главный художник города?
- Я участвую в визуальных городских улучшениях. Это оформление фасадов (вывески, реклама), праздничное оформление города, установка скульптурных композиций. Был в творческой группе, которая разрабатывала герб и флаг города, городские награды. Например, ко Дню Победы мы придумали установить праздничные элементы на опорах освещения одной из центральных улиц города. За последние годы в городе появилось несколько больших и уже ставших известными скульптур и архитектурных композиций: первопроходцев, пограничников, бюст известного борца Манеева. Сейчас устанавливаем скульптурную композицию «Слава шахтёрскому труду». Их создают меценаты и группы увлечённых людей - жителей города, а мы помогаем.
- Как вы думаете, не много ли в городе, да и в области, скульптур и композиций, посвящённых шахтёрам и металлургам? Может, пора город украшать чем-то другим?
- У нас край шахтёров и металлургов, и мы не можем не прославлять их труд. Мне, например, очень нравятся скульптуры металлургов в Новокузнецке, которые находятся в саду Металлургов. Возможно, их много, но горожане не отказываются от новых. Например, с просьбой установить композицию «Слава шахтёрскому труду» к нам обратились ветераны угольной промышленности. Конечно, мы можем поставить в городе и греческие скульптуры, и скульптуры неоклассицизма, но будут ли они интересны горожанам? Такое творчество должно быть понятно людям. Мне бы хотелось в городе иметь и небольшие скульптуры, например, как «Сосиска дружбы» на проспекте Бардина, где изображена сцена из мультфильма «Котёнок по имени Гав». Или же лирические композиции, камерные скульптуры на тему искусства, чтобы гуляющая с ребёнком мама могла рассказать ему что-то интересное об этом человеке или событии. Ведь задача городской скульптуры не только украсить город, но и способствовать воспитанию и развитию молодого поколения.
900 метров под землёй
- Зачем художнику образование, если он уже талантлив? Чему нельзя научить художника?
- Это только на первый взгляд кажется, что рисовать - просто. Попробуйте нарисовать абстракцию. Художник Казимир Малевич, прежде чем нарисовать чёрный квадрат, писал портреты! Важно знать и понимать принципы работы в изобразительном искусстве. Я думаю, нельзя научить человека видению цвета. У каждого своя палитра цветов. В студенчестве я удивлялся умению моих одногруппников в точности передавать сходство с натуры. Для меня это было очень сложно.
- И как бы вы определили свой стиль? Какие темы любите?
- Мне ближе техника графики. Нравится бумага, карандаш, уголь… Я испытываю удовольствие, когда вожу карандашом по бумаге. К своей теме пришёл не сразу. Много путешествовал по Кузбассу: пересекал его на поездах, автобусах, пешком, хотел добраться до самых потаённых индустриальных уголков. Картины перед глазами менялись одна за другой. Да, были красивые виды, но они не производили должного эффекта на меня. Внезапно я понял, насколько огромны заводы, шахты, техника в полях, насколько велик труд человека, создавшего всё это промышленное великолепие. Эта монументальная красота таит в себе идею, может быть, несколько утопическую для нас, людей современных, но тогда несколько поколений наших отцов, дедов и прадедов с воодушевлением строили эти махины, чтобы потом с не меньшим рвением на них работать.
Всё это я увидел глазами художника и подумал, что просто обязан пропустить через себя индустриальную тему. Много меня в ней привлекало: и фактура материалов, и ритмы линий. Но главным стали образы. Я представил, что завод или шахта - это живой организм, огромный, грозный, с тяжёлым характером, но всё же покорившийся руке человека. Мне удалось заглянуть внутрь этого гиганта. Когда видишь, как льётся металл, или в клети спускаешься в шахту, ты попадаешь в совершенно другой мир. Никогда бы не подумал, что на глубине 200 метров течёт река, идёт дождь, дует ветер. Мне кажется, в мире наших внуков уже не останется привычных нам архаистических стальных гигантов, им на смену придут экологичные простые коробки, без кружевного переплетения металлических труб. Нужно обязательно оставить будущим поколениям память о нашем прошлом, о нас самих - детях шахтёров, металлургов и сталеваров.- Расскажите о своей выставке под землёй.
- Идея организовать выставку под землёй в шахте на глубине 900 метров пришла в голову руководителям угольного предприятия. А я с удовольствием поучаствовал, потому что мне близка эта тематика. Почему бы и нет? Конечно, выставку могут увидеть только шахтёры, которые трудятся там. Она путешествует по другим шахтам компании. Это ещё один повод привлечь горожан к творчеству!
На выставку со смартфоном
- Родители часто записывают детей на рисование. Нужно ли туда водить ребёнка, если он не хочет?
- Родители хотят, чтобы их ребёнок рос талантливым. Но бывает, в какой-то момент он не хочет, например, ходить в художественную или музыкальную школу - устал, надоело, больше хочет играть, гулять. Если вы видите, что у него в этой сфере всё получается, педагоги говорят, что он успевает, помогите ему вновь настроиться на обучение.
- Каждый ли человек может научиться хорошо рисовать? Сейчас множество обучающих курсов в интернете. Стоит ли им верить?
- Если вы хотите приятно провести время, дать себе возможность выплеснуть энергию или удовлетворить своё желание творить - пожалуйста, обучайтесь на любых курсах. Но к искусству это не имеет никакого отношения - художником вы не станете. Я такое обучение не поддерживаю ещё и потому, что там, помимо обучения рисованию, могут продвигать и какие-либо свои мысли, идеи, поэтому будьте внимательны и не позволяйте влиять на вас.
- Ходят ли сегодня люди на выставки? Интересно ли им изобразительное искусство? Какие фишки вы используете, чтобы привлечь к своим выставкам зрителя?
- В нашем городе искусство всегда было интересно узкому кругу лиц. Люди любят красиво одеться, выйти в свет, отвлечься от будней, телефонов, встретиться с такими же увлечёнными людьми. Если говорить о фишках, у меня, например, есть такая. Весь процесс написания картины я записываю. Потом это помогает оживить картину. Человек сканирует QR-код на полотне, и ему открывается видео с рассказом о создании картины.