Примерное время чтения: 3 минуты
135

«Куклы, которыми восхищаются». Выставка бурятских мастеров в Кемерове

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52. АиФ в Кузбассе № 52 28/12/2022
Каждая кукла – это героиня древнего мифа или легенды.
Каждая кукла – это героиня древнего мифа или легенды. / Элеонора Жданова / АиФ

В Музее изобразительных искусств Кузбасса работает семейная выставка бурятских мастеров «Ульгер: сказки и грёзы», которая с момента создания объехала полмира. С помощью традиционных техник семья Намдаковых создаёт кукол, каждая из которых – героиня древнего мифа или легенды.

«Душа народа»

Эскизы выполняет скульптор, народный художник Бурятии, заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской Академии художеств, почётный академик Флорентийской Академии искусств Дашинима Намдаков. Отец семейства обрабатывает дерево, мать – кожу, ткани, ячий волос, старший брат мастерит каркасы и подставки, сёстры занимаются плетением кружева и росписью.

«Экспонирование кукол семьи Намдаковых в контексте этнографического пространства даёт возможность воссоздать целостный образ бурятской культуры, раскрыть глубинную связь этнографических памятников и художественных произведений, в которых зримо и ярко проступает душа народа. Может быть, именно поэтому куклы семьи Намдаковых имеют непреходящую ценность и так трогают сердца людей», – отмечает ведущий научный сотрудник отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока Российского этнографического музея Марина Фёдорова.

Этнические образы в необычной технике.
Этнические образы в необычной технике. Фото: АиФ/ Элеонора Жданова

Женское начало

Слово «ульгер» переводится с бурятского языка как волшебное народное сказание. В день открытия куратор выставки, кандидат искусствоведения Надежда Комарова провела экскурсию и рассказала историю нескольких экспонатов.

Среди представленных произведений преобладают женские образы, и это не случайно. Исследовательница бурятского эпоса Лариса Санжеева пишет, что в культуре народа «особая роль отводится женскому материнскому началу, поскольку в качестве демиурга и творца всего живого и косного выступает Эхэ ехэ бурхан (‘Великая Матерь-Богиня’)». Поэтому программной куклой коллекции считается по-восточному изящная фигура «Материнство».

Среди представленных произведений преобладают женские образы.
Среди представленных произведений преобладают женские образы. Фото: АиФ/ Элеонора Жданова

По мотивам мифа о прародительнице хори-бурят Хун-шубуун создана кукла «Девушка-лебедь». Охотник Хоридой украл крылья прекрасной девы и женился на ней. Она родила 11 сыновей, которые дали начало хоринским родам. И только в старости Хун-шубуун убедила мужа позволить ей в последний раз примерить крылья. Она вновь обернулась лебедем и вернулась на свободу.

Заглавной же куклой выбрали «Принцессу» – монгольская девушка, сидящая на лошади белой масти, которая в бурятской культуре символизирует солнце. Однако перед нами не простая лошадь, а единорог, и этот факт отсылает уже к европейской традиции. «Здесь мы видим синтетизм разных элементов и понимаем, что бурятский миф – это часть мирового мифа», – подчеркнула Надежда Комарова.

Познакомиться с экспонатами выставки «Ульгер: сказки и грёзы» можно до 5 февраля.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах