Примерное время чтения: 6 минут
524

Металлурги земли кузнецкой. Как изготовить металл по рецепту предков

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. АиФ в Кузбассе №28 14/07/2021 Сюжет 300-летие промышленного освоения Кузбасса
Именно кузнецы дали название первому городу земли кузнецкой и даже угольному бассейну.
Именно кузнецы дали название первому городу земли кузнецкой и даже угольному бассейну. / Анна Иванова / АиФ

В то время, когда 300 лет назад русский рудознатец Михайло Волков открыл на берегах Томи первый пласт угля, коренные жители уже вовсю плавили железо и торговали им. Оттого именно профессия металлурга, а не шахтёра дала названия и старейшему городу в области - Кузнецку, и коренному населению - кузнецким татарам, и горам - Кузнецкому Алатау, и даже, как ни парадоксально звучит, угольному бассейну - Кузнецкому.

«Шкурный» интерес

В Сибири интересы государства в первую очередь были связаны с ясаком - натуральным налогом, который служилые люди собирали с местного населения. Обычно налог брали ценным мехом, преимущественно собольим.

В начале XVII в. служилые люди, стремясь расширить территорию сбора ясака, совершали походы в верховья Томи, к её притокам Кондоме и Мрассу. Здесь жило тюркское население - предки нынешних шорцев, - которое умело добывать руду, выплавлять из неё железо и изготавливать из него различные охотничьи и домашние принадлежности. И «шкурный» интерес отступил перед мастерством кузнецких татар.

Фото: АиФ/ Анна Иванова

Как несколько лет назад рассказывал в интервью «АиФ в Кузбассе» ныне покойный учёный-геолог Юрий Надлер, уже в 1620-е годы казаки столкнулись в бою с мечами, стрелами, копьями из местной стали. У русского вся сабля в зарубках, а у шорца - целёхонька. То есть привезённое оружие против местного проигрывало. Кузнецкие сабли оказались в несколько раз крепче. Казаки смекнули и стали брать ясак с аборигенов не соболями, а оружием.

По мнению археологов, на Кузнецкой земле местное население стало делать железо с V в. до н.э., но способ его изготовления детально не известен. А начиная с позднего средневековья, примерно с XII в. и до XVII в., технология не просто известна, её можно продемонстрировать современникам. Такая печь есть, например, в экспозиции музея «Кузнецкая крепость» в Новокузнецке.

Шорские печки были аналогом современной домны. Сидят шорцы часами у такой печки и подбрасывают то кусочек руды, то кусочек древесного угля, а внизу вытекают капли так называемого губчатого железа, которое потом ковали кузнецы.

Почему утрачен рецепт?

Если о процессе выплавки шорского железа есть сведения, то рецепта - какую именно руду и в каких пропорциях добавляли древние сталевары - не сохранилось.

«В Новокузнецке на Советской площади проводили археологические раскопки. Представляете, нож 400 лет в земле пролежал и не поддался ржавчине. Это высоколегированная сталь! Однако царским указом сначала запретили торговлю, а потом, когда Демидовы с их заводами стали подниматься, ввели монополию на железо, запретили шорцам заниматься этим ремеслом. И всё пошло на спад. Поэтому рецепта не осталось», - сетует президент КРОО Ассоциация шорского народа «Шория» Никита Шулбаев.

К концу XVIII в. кузнецкие татары перестали плавить руду. Подробно о причинах написано в статье кузбасского этнолога Валерия Кимеева: «Этому послужил уход с политической арены главных потребителей оружия - енисейских кыргызов и телеутов, и конкуренция со стороны русских кузнецов юга Сибири, а также постоянно возрастающий спрос на пушнину. Русские власти запретили кузнецким татарам изготовлять холодное оружие, платить им алман (налог джунгарскому хану. - Ред.) и продавать кыргызам, джунгарам и телеутам, что постепенно привело к деградации этого вида занятий». А с появлением 250 лет назад Томского и позже Гурьевского металлургических заводов железную утварь предки шорцев стали покупать на ярмарках.

Реконструкция по «инструкции»

В последнее время и учёные, и сами шорцы стремятся возродить древнее ремесло. Несколько экспериментальных плавок с помощью коллег из Томска в 2020 г. провёл известный кузбасский учёный-археолог Юрий Ширин. Процесс варки железа и саму печь историк реконструировал по «инструкции» - записям Иоганна Гмелина, которые тот сделал в 1734 г. в улусе кузнецких татар на р. Кондоме.

По словам Ширина, учёных интересует, сколько времени тратится на комочек железа, потому что шорцы сдавали в казну много металла. «У нас есть информация, что на конец XVII в. в один год они сдали около четырёх тысяч криц - это комочек весом около 400 граммов, получается где-то около 1-1,5 тонны железа», - говорит он.

На рубеже XVIII–XIX веков кузнецкие татары почти перестали заниматься чёрной металлургией и кузнечеством. Упоминаний об этом ремесле историки не находят ни в документах, ни в путевых записках редких путешественников.

Другим путём пошёл председатель общественного движения «Шория» и основатель этнодеревни в пос. Чувашка Юрий Кастораков. За рецептами и схемами печи он поехал на Алтай, к народному мастеру России Аржану Кухаеву. Тот плавит булатную сталь по рецептам тюркских предков. 15 мая во время открытия этнодеревни Кастораков и Кухаев вместе произвели первую плавку.

«Я ездил на Алтай, перерисовал у Аржана печку. У него она на улице стоит, а я зачем-то под навес свою поставил. Десять часов пламя било! Температура 1 100 градусов. А не убавишь ничего. Лист железа прикрутили - так удалось избежать пожара», - рассказывает о первом опыте Юрий Кастораков и демонстрирует полученный кусок железа.

Юрий Кастораков выплавил первую крицу железа в мае 2021 года.
Юрий Кастораков выплавил первую крицу железа в мае 2021 года. Фото: АиФ/ Анна Иванова

Несмотря на трудности, возникшие при первом эксперименте, отступать от задуманного он не собирается. Уверен, надо возрождать исконно шорское ремесло, чтобы не было представления о его народе, что он только и умел, что дикоросы по тайге собирать да охотиться. Когда Юрий в 2013 г. только начал создавать этнодеревню, то многие наказывали ему, чтобы обязательно построил кузницу. «Говорят, поставишь кузницу - и кузнец появится. Потому что, хоть ремесло и рецепт утеряны, но всё равно это должно сохраниться в наших в генах. Ну, я жду. Надеюсь, у меня пацаны подрастут, отправлю их на Алтай, пусть походят там в подмастерьях, поучатся», - надеется общественник.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах