Студенты и учёные кузбасских вузов сегодня активно вовлечены в науку. Причём разработки имеют практические цели — улучшить экологическую обстановку, упростить работу специалистов самых разных сфер.
В сегодняшнем обзоре kuzbass.aif.ru — об исследованиях в Кузбасском государственном техническом университете им. Т. Ф. Горбачева.
Оператор не понадобится
Учёные вуза совместно с Камским автомобильным заводом запустили проект по созданию самосвала-беспилотника челночного типа. Исследования ведутся в рамках программы «Чистый уголь — зелёный Кузбасс» при поддержке НОЦ «Кузбасс».
По проекту грузоподъёмность робота-самосвала предполагается 220 тонн, его передвижения будут заданы в цифровой платформе траекториями. «Техника сможет вести работы в карьере по заданному режиму без участия оператора. Это исключит манёвры под погрузкой и на отвале, что уменьшит эксплуатационные расходы на перевозку горной массы за счёт увеличения производительности, а также сократит расходы на топливо и продлит срок службы крупногабаритных шин», — комментировал заместитель губернатора по топливно-энергетическому комплексу Андрей Панов.
Учёные уже завершили второй этап теоретических исследований, разработали эскизный проект и создали технический проект на цифровую систему диспетчеризации угольного карьера.
«Сегодня программа «Чистый уголь — зелёный Кузбасс» даёт все возможности для получения настоящих прорывных результатов. Участникам КНТП предоставляет усиление материальной научно-технической базы. Мы уже видим, что разработанные технологии эффективны, в них есть заинтересованность. В 2026 году завершится внедрение всех полученных разработок, будут представлены и оценены итоговые результаты, среди которых, несомненно, польза для экономики региона и снижение нагрузки на окружающую среду», — цитирует пресс-служба вуза директора НОЦ «Кузбасс» Ирину Ганиеву.
Безотходное производство
Полезными исследования занимаются и аспиранты университета. В основе проекта старшего преподавателя кафедры теплоэнергетики, научного сотрудника научно-исследовательской лаборатории Вероники Гориной лежит переработка отслуживших автомобильных шин методом пиролиза. Такой способ сжигания не несёт вреда окружающей среде, а последующая газификация образующегося твёрдого углеродсодержащего остатка позволяет получить востребованные продукты энергетического и химического назначения.
«Эти продукты — газообразные и жидкие — могут быть использованы для получения тепловой энергии либо для получения ценных химических соединений, таких как оксид углерода (II), водород, сконденсированная пиролизная углеводородная жидкость. А твёрдый углеродсодержащий остаток может быть использован в качестве сорбента. Главное достоинство технологии — её безотходность», — говорит сама Вероника Горина.
А аспирант-первокурсник Пётр Пылов работает над созданием интеллектуальной модели с применением искусственного интеллекта (ИИ). Предполагается, что она сможет автоматизировать задачи распознавания образов в различных областях.
«Распознавание образов — это одна из краеугольных задач в интеллектуальном анализе данных. Всё, что можно представить в виде картинки или видео, может анализировать система ИИ, которую я разрабатываю в рамках диссертации. Какие задачи можно решить с помощью распознавания образов? Например, найти нужного человека в потоке людей по камерам, управлять беспилотным транспортом (дроны, автомобили, самолёты и т. д.), определять залежи полезных ископаемых по фотографиям земной коры, классифицировать документы по их скан-копиям, и т. д.», — поясняет Пётр Пылов.