Управление карьерными машинами требует от горняков мастерства и концентрации внимания. Особенно если это многотонные гиганты.
На разрезе «Междуречье» Новой Горной УК для обучения сотрудников применяют передовые технологии. Водители большегрузных самосвалов и машинисты электрических экскаваторов получают практические навыки на современных тренажёрах с использованием виртуальной реальности.
В прошлом году на предприятии модернизировали и расширили парк карьерной техники. В рамках инвестиционной программы закупили автосамосвалы грузоподъёмностью 130 и 220 тонн и электрических экскаваторов ЭКГ-20. Тогда же поступило и новое учебное оборудование, которое помогает повысить безопасность работы водителей, а также подготовить новые квалифицированные кадры. Его установили в классе учебно-курсового комбината АО «Междуречье».
В путь по виртуальному разрезу
Тренажёр для водителей автосамосвалов — это точная копия кабины большегрузных самосвалов БелАЗ, которые используют на разрезе. Только вместо окон — дисплеи виртуальной системы, а неровности дороги водитель чувствует благодаря движению динамической платформы. Также эта платформа имитирует нагрузки по крену, тангажу и центростремительному ускорению.
«Безопасность труда — главное. Тренажёр нужен для того, чтобы улучшить навыки наших сотрудников, как новых, так и опытных, в части отработки различных ситуаций, выработать скорость реакции. Таким образом мы минимизируем риск возникновения происшествий при эксплуатации горнотранспортного оборудования. Только после прохождения практических занятий на тренажёре работник допускается к самостоятельной работе в реальных условиях», — говорит заместитель директора по охране труда и промышленной безопасности АО «Междуречье» Андрей Фролов.
В программе 19 упражнений. Здесь можно научиться выполнять стандартные операции, такие как подача под погрузку или разгрузка на отвале, а также проверить действия водителя при внештатных ситуациях. Например, при неисправности рулевого управления, возгорании, отказе тормоза. Ошибки озвучивает голосовой помощник.
Система может смоделировать различные погодные условия, время года, день или ночь. Задания для курсантов в зависимости от их водительского опыта определяет инструктор.
Как в жизни, но сложнее
Запуск симулятора кабины экскаватора ЭКГ-20 приурочили к 60-летнему юбилею разреза, который отметили в декабре 2024 года. Кабина воссоздана полностью по чертежам ЭКГ-20. Здесь то же самое кресло-пульт, такие же приборы управления и мониторы. Вместо фронтальных окон в тренажёре установлена система LCD-панелей с 3D-визуализацией. По изображению на панелях курсант ориентируется при выполнении задания. Этот уровень подходит для начальной подготовки, когда нужно научиться базовым операциям.
Ещё большее погружение в производственный процесс даёт использование VR-шлема. С его помощью можно отрабатывать уже точность действий. Также работа виртуального экскаватора сопровождается звуками и подвижностью.
Дмитрий Кудинов одним из первых испытал тренажёр на себе. Он работает машинистом на участке № 1, управляет новым электрическим экскаватором. И отмечает: грузить вскрышу на симуляторе даже сложнее, чем в реальности. Программа фиксирует мельчайшие ошибки.
«Я работаю на экскаваторах около 17 лет, знаком ещё с первым поколением ЭКГ-20. Современная модель на порядок выше. На тренажёре все как в реальности, но с одним отличием — если что-то случится при выполнении задания, никаких последствий не будет. Можно одну операцию повторить много раз. При обучении курсанты получат хороший навык управления», — говорит машинист.
Помимо кабины в тренажёр входит оборудованное место для инструктора — это рабочий компьютер и три монитора. С помощью специальной программы можно моделировать задания разного уровня сложности с учётом погодных условий, освещённости, внештатных ситуаций. В такой комплектации — кабина, кресло, визуализация — это пока первый тренажёр в России.
Обучение на тренажёре — обязательная часть стажировки машинистов и помощников машинистов для работы на ЭКГ-20. Занимаются на симуляторе и те, кто только осваивает профессию, и опытные сотрудники. Это позволит повысить как мастерство, так и безопасность ведения горных работ.
Уникальный класс
Класс учебно-курсового комбината на разрезе открыли в 2023 году. Помимо новинок — кабин БелАЗа и ЭКГ-20 — здесь представлено 11 тренажёров и макетов для учебно-тренировочных занятий.
В составе тренировочного полигона для электротехнического персонала — комплексное распределительное устройство для передвижных электроустановок, передвижная опора линии передач, двигатели переменного и постоянного тока и др.
Для обучающихся работе на высоте в ограниченных и замкнутых пространствах установлен полигон «Альпинист». Здесь работники оттачивают навыки крепления за элементы сооружений, перемещения по различным конструкциям, включая вертикальные и приставные лестницы, навык использования строп.
Также есть VR-тренажёры для прохождения курсов «Водитель БелАЗа» и «Стропальщик». Такой учебный класс — единственный в Междуреченске.


