В Кемерове проводят доследственную проверку по факту причинения вреда ребёнку. За сухой формулировкой скрывается шокирующий случай: 7-летняя девочка обварилась в кипятке из-под крана. Температура горячей воды сильно превышала норму. В подробностях разбирался kuzbass.aif.ru.
Температура кипения воды
Это случилось 23 февраля на ул. Аллейной в Кировском районе Кемерова.
«Мы гостили у родственников, моя дочь и племянница вечером перед сном купались и играли в ванной. Когда вода немного набралась, дочка решила закрыть кран и случайно его перепутала — на неё полился кипяток. Она тут же отпрыгнула и начала громко кричать. Сначала было красное пятно. Оказали первую помощь. А утром увидели огромный волдырь. В ожоговом центре нам сказали, что это ожог 2-ой степени и нужно ложиться в больницу», — вспоминает kuzbass.aif.ru историю дочери мама Елена (имя изменено — Ред.).

Когда женщина немного отошла от шока (она не представляла, что такое может произойти в обычном жилом многоквартирном доме), стала задумываться, какой должна быть вода, что за секунды ребёнок получил такие травмы. Через пару дней купила градусник, измерила. При норме 75 температура горячей воды оказалась почти 94 градуса — практически температура кипения воды!
Обращаться в УК Елена не стала, а сразу написала обращение в «Кузбасс-Онлайн» (проект властей), обратилась в ГЖИ, Роспортребнадзор, к правоохранителям. Администрация города после онлайн-обращения и следственный комитет, по словам собеседницы, отреагировали особенно быстро и сделали за один день то, что другие не смогли сделать за половину месяца. Кемеровчанка даже написала пост в местные соцсети, чтобы найти таких же пострадавших и составить коллективное обращение, но столкнулась с волной хейта. Мол, «сама не уследила». Взрослые не путают краны? Вопрос риторический, особенно если вспомнить про явное нарушение норм.

В отношении управляющей компании «Жилищный трест» началась серьёзная проверка. Правда, уже после начала шумихи вода в доме по Аллейной стала нормальной температуры. kuzbass.aif.ru в УК сказали, что пока не готовы прокомментировать ситуацию и попросили запрос, который редакция отправила накануне и пока осталась без ответа.
Вода не по СанПИНу
Подобная ненормальная температуры воды или резкие перепады с холодной на горячую — обыденность не только в Кировском районе, но и в целом в Кемерове. Жительница Ленинского района Наталья поделилась с kuzbass.aif.ru, что уже два года пытается решить вопрос с высокой температурой в квартире и с кипятком из крана.
«Сначала в УК сказали заменить батареи и поставить краны. Заменили, поставили — ничего не изменилось. Трубы раскалены настолько, что к ним нельзя притронуться. После повторной жалобы пришёл главный инженер и замерил температуру в самой большой комнате. Когда на его приборе отобразилось 27,8, он прекратил замер и сказал, что до превышения нормы не хватает 0,2 градуса. Так что всё ок, подписываем акт. С водой по той же схеме. На просьбу убавить хоть немного отопление УК отвечает, что мы живём около теплоузла и поэтому всё тепло нам, а если они убавят, то другие квартиры замёрзнут и закидают их жалобами», —говорит кемеровчанка.
Но кто всё-таки несёт ответственность за слишком горячую воду в квартире? Руководитель направления по связям и коммуникациям «Кузбассэнерго» Олег Бритвин объяснил, что в Кемерове действует открытая система теплоснабжения и ГВС. То есть вода (теплоноситель), поступающая от Кемеровской ТЭЦ через тепловые сети в многоквартирные дома Кировского и Рудничного района, и в кране ванной, кухни, и в батареях — одна и та же. Тот же принцип и в других районах Кемерова. В Ленинском, Заводском и Центральном тепло и горводу подают Кемеровская ГРЭС и Ново-Кемеровская ТЭЦ. От каждой электростанции в город уходит несколько тепломагистралей, и для каждой задаётся своя температура.
«Она зависит от погоды и может достигать зимой 90 градусов. В индивидуальных тепловых пунктах (ИТП) в подвалах жилых домов по правилам должны быть установлены автоматические температурные регуляторы жидкости, которые смешивают воду из подающего и обратного трубопроводов в таких пропорциях, чтобы температура горячей воды была оптимальной для бытового использования — в диапазоне от 60 до 75 градусов.
Этот диапазон регулируется нормами СанПИН, чтобы обезопасить людей. За исправность регулятора температуры в ИТП отвечает управляющая компания», — поясняет специалист.
Что делать, если есть подозрения, что нарушаются потребительские права?
Создатели «Азбуки для потребителей услуг ЖКХ» рекомендуют сначала обратиться в совет МКД или в свои ТСЖ, УК, ресурсоснабжающую организацию. Если по телефону начали хамить и ничего толком не объяснили, лучше всего положить трубку и подготовить письменный запрос.
В заявлении/претензии следует указать конкретные требования и их основания. Помочь в этом могут сотрудники регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ, которые есть практически в каждом субъекте (например, комитет по защите прав потребителей, общественные организации потребителей услуг ЖКХ и т. п.). Также можно обратиться к юристам.
В стране существуют и государственные, и муниципальные органы, которые занимаются контролем и надзором в сфере ЖКХ. К ним нужно обращаться, имея базовое понимание ситуации и сути нарушения: Госжилинспекция, Роспотребнадзор, прокуратура, следственный комитет.