Меньше двух недель остаётся до Нового года. Судя по опросам, большинство кузбассовцев собираются встречать 2025-й дома. Сколько будет стоить праздничный ужин и от чего вынуждены отказаться земляки, выяснял корреспондент «АиФ в Кузбассе».
Индекс оливье
Как изменилась цена самого новогоднего блюда — салата оливье? Для анализа мы каждый год используем один и тот же состав: 4 яйца, 300 гр варёной колбасы, 500 гр картофеля, по 200 гр моркови и майонеза, 780 гр маринованных овощей (зелёного горошка и огурцов) и 100 гр лука.
На покупку этих ингредиентов кузбассовцы потратят 468 руб. Расчёт проводился по средним ценам ноября, предоставленным Кемеровостатом. За год салат подорожал на 48 руб. Вы будете удивлены не меньше нашего: больше всех подорожали овощи! Картофель стал стоить почти в два раза дороже, лук — на 50%, морковь — на 28%. Так что запасливым дачникам повезло как никогда. Стоимость горошка и огурцов выросла на 14%, колбасы и майонеза — на 8%. Второе, что удивило, это изменение цены на яйца: они оказались единственным ингредиентом, который подешевел (на 11,5%).
Итого за год в Кузбассе средняя стоимость оливье выросла почти на 11,4%. Для сравнения, в 2021 г. такое же количество продуктов на салат стоило 362 руб., в 2022 г. — 392 руб., в 2023 г. — 420 руб.
Дорогие символы?
Есть символы праздника, без которых многие не представляют новогоднего застолья. «Салаты будут традиционные — оливье и шуба, потому что все овощи есть с огорода. Уж селёдку и колбасу купим», — поделилась планами кемеровчанка Наталья. Она не собирается покупать икру и торт, но готова потратиться на мандарины и шампанское. «Причины экономии — ипотека и кредит. В магазин я пойду с конкретным списком по меню, чтобы лишнего не набрать. И предварительно цены посравниваю, всё равно надо шаги шагать», — объясняет собеседница.
Её тёзка из Новокузнецка категоричнее: «Если цена будет сильно завышена, я легко откажусь от них. Не буду покупать, если продукт подорожал вдвое».
«При составлении меню буду ориентироваться на овощные салаты, типа сельди под шубой, т. к. они дешевле всех выходят. Из фруктов мы можем в этом году себе позволить только яблоки и мандарины. Раньше были и ананасы, и груши, и виноград. Из горячего будут куриные бёдра, запечённые в духовке, с картофельным пюре. Себестоимость новогоднего стола ориентировочно 5 000 руб. Без торта, без вкусняшек и всяких изысков», — рассказала новокузнечанка Марина Филиппова.
Кузбассовцы сетуют, что традиционные новогодние продукты стали не по карману. По данным Кемеровостата, цены на праздничные продукты за десять лет выросли в 2-3 раза. Однако и средняя зарплата по региону утроилась за этот период.
Почти всё из праздничного набора стало доступнее. Например, сейчас на одну зарплату можно купить 318 кг оливье, или 203 бутылки шампанского, или 20 раз поужинать в ресторане. А в 2014 г. месячного заработка хватало на меньшее — 250 кг оливье, или 131 бутылку игристого, или 14 ужинов в ресторане. Без изменения остались возможности по покупке икры: месячного дохода хватает на 10 кг как тогда, так и сейчас. И только единственный праздничный продукт стал недоступнее — апельсины: в 2014 г. на одну зарплату можно было купить 366 кг, а сейчас — 358 кг.
Тысячи хватит?
У «АиФ в Кузбассе» есть традиция: мы ежегодно считаем, можно ли накрыть стол на тысячу рублей для семьи из четырёх человек. В прежние годы уже пришлось пожертвовать тортом, икрой, соком, мясными и овощными нарезками, ополовинить курицу.
Не поверите: у нас снова получилось уложиться в тысячу. Овощи из погреба (так солидно подорожавшие) в расчёт не брали. Пришлось пожертвовать мандаринами. Если без их запаха праздник уже не тот, то можно отказаться от одного салата и купить-таки цитрусовые. Вышло совсем скромно, но удалось и бюджет от чрезмерных трат уберечь, и атмосферу праздника сохранить.
Корпоратив или премия?
Больше половины кузбассовцев (56%) собираются пойти на новогодние корпоративы и 23% отказались от них. К такому выводу пришли аналитики hh.ru после опроса трудоустроенных жителей нашей области. Интересно, что при ответе на вопрос, что они выбрали бы — корпоратив или премию, 70% опрошенных предпочли деньги. Самыми «алчными» оказались маркетологи, пиарщики, строители, педагоги и айтишники. Только 2% работников готовы отказаться от премии в пользу совместного празднования с коллегами.