Ровно год назад 15 мая президент назначил в Кузбассе временно исполняющим обязанности губернатора Илью Середюка. Тогда это решение казалось удачным: свой, кемеровский кандидат, с богатым чиновническим опытом. Как он проявил себя за год — в материале kuzbass.aif.ru.
«Не с того начал»
Уже на следующий день после назначения Илья Середюк подписал непопулярный документ, вызвавший негодование у кузбассовцев, — повысить взносы за капремонт в 1,5 раза в течение полутора лет. «Не с того начал!» — ругали нового главу люди в соцсетях.
На этом череда непопулярных мер не прекратилась. В начале 2025 г. стало известно, что в области отменили бесплатный проезд для отличников. Хоть потом губернатор и пообещал, что 1 сентября льгота вернётся — улучшенная и расширенная, но осадочек остался.
В то же время по области прокатилась волна скандалов, связанных с нехваткой лекарств и с отсутствием сортового угля для льготников. Надо отдать должное Середюку: он не замалчивал проблемы и регулярно сообщал, как они решаются.
Если одни нововведения не вызывали нареканий (такие как награждение всех ветеранов ВОВ званием Почётного гражданина Кузбасса), то другие выглядели спорными. В частности, волну обсуждений вызвала новая льгота — платить по 100 тыс. руб. беременным ученицам, включая школьниц.
Стоит отметить, что пакет известных кузбасских льгот, введённых ещё при Тулееве, Середюк постарался сохранить: сокращённые пятницы для чиновниц, бесплатный летний проезд для пенсионеров, раздачу овощных наборов по осени. Попытались отменить традиционный бесплатный проезд для всех на 9 мая, но вовремя одумались.
Курсом преемника
Разумеется, кузбассовцы сравнивают нового губернатора с предшественниками. Да и сам он нередко говорит о преемственности курса. Основным посылом его предвыборной кампании были не космические обещания, а намерение завершить начатое и не сворачивать с намеченного курса.
«Часть проектов находится в стадии реализации: северо-западный обход Кемерова, модернизация аэропортов столиц агломераций, развитие туристической инфраструктуры, продолжение строительства культурно-образовательного комплекса и мн. др. Все эти проекты будут доведены до конца. Вижу своей задачей сохранить и даже увеличить набранные темпы развития Кузбасса, обеспечить преемственность курса, который проводил Сергей Евгеньевич», — говорил Илья Середюк в интервью «АиФ в Кузбассе» в начале своего правления.
И спустя год мы видим: самая дорогая «дорога века» построена и работает, аэропорт в Новокузнецке тоже открыли, а на ВПП в кемеровской гавани дали денег из федказны, ремонт начнётся в 2026 г.
Уже при Середюке правительство РФ утвердило Кузбассу новую программу социально-экономического развития на ближайшую шестилетку с финансированием в 82 млрд руб. На ПМЭФ глава региона заключил соглашения с инвесторами на небывалую сумму почти в 300 млрд руб.
Эти планы омрачаются текущим состоянием кузбасской экономики и дырой в областном бюджете: госдолг уже превышает 80 млрд руб., а от угольщиков в 2024 г. региональная казна получила почти в 2 раза меньше денег, чем в предыдущий год. Оттого уже с трудом верится в воплощение таких планов, как грандиозная стройка в заискитимской части Кемерова и автодорога в Хакасию за 90 млрд руб.
Всё ещё «№ 1 за Уралом»?
О том, каким им видится «середюковский год», kuzbass.aif.ru спросил у кузбасских экспертов.
Профессор КемГУ, доктор исторических наук Александр Коновалов в целом положительно оценивает годовщину пребывания Ильи Середюка в должности: «Сохранилась социально-политическая стабильность в регионе, хотя общая экономическая ситуация и трудности в угольной промышленности осложняют реализацию важных задач. Заявлялось о преемственности курса Сергея Цивилева, но многие проекты требуют пересмотра или корректировки по времени реализации. Это касается в том числе комплексного развития территорий».
По наблюдениям эксперта, тактика действующего губернатора ориентирована на решение вопросов местного значения. «Ему комфортно быть в этой нише, опыт главы Кемерова даёт здесь о себе знать. Большинство вопросов, на которые он охотно отвечает в ходе „прямых линий“, касаются проблем ЖКХ и социальной сферы региона», — отмечает Александр Борисович. Однако, по его мнению, требуется и развитие идеологии Кузбасса как субъекта федерации, дальнейшее формирование брендинга территории.
«Сам Середюк часто заявляет, что он практик. Но сейчас он занимает политическую должность. Требуется отвечать на острые вопросы развития региона в среднесрочной перспективе, переосмысливать ранее озвученные инициативы. В частности, хотелось бы понять, актуален ли сегодня лозунг „Кузбасс — номер один за Уралом“ и будет ли в регионе два города-миллионника к 2030 году?», — рассуждает учёный.
Экономия и негатив
«Основная сложность в том, что первый год губернаторства Ильи Середюка пришёлся на самый разгар кризиса в угольной отрасли. По факту Кузбасс сейчас перешёл в режим жёсткой экономии, поэтому ждать каких-то прорывных мегапроектов не стоит», — говорит региональный представитель Российской ассоциации политических консультантов в Сибири Игорь Кузнецов.
Из позитивных аспектов за год работы он отмечает развитие туризма: «Турпоток в Шерегеш растёт, что говорит о грамотной инвестиционной политике и успешной реализации части программы по диверсификации региональной экономики. Кроме этого, в Кузбассе запущена программа подготовки и переподготовки кадров. В условиях кадрового кризиса — это актуальное решение. Продолжается реализация КРТ в областном центре, запущен новый терминал аэропорта в Новокузнецке».
Но и негативных кейсов, по мнению политтехнолога, тоже достаточно. Тут и уже упоминавшиеся отменённые льготы, и проблемы с углём для населения. «Случай с социальным углём, несмотря на частичное разрешение проблемы, показал недостаточное стратегическое планирование и отсутствие должного анализа последствий принятых решений. Зафиксированные ранее проблемы на угледобывающих предприятиях, в том числе задержки зарплаты работникам, также свидетельствуют о слабости контроля и координации действий со стороны руководства региона», — считает эксперт.
Ещё один индикатор — это цены на некоторые продукты, растущие быстрее инфляции. Политтехнолог считает, что властям региона необходимо разработать стратегию стабилизации цен и предотвращения спекуляций на рынке продуктов первой необходимости.
«Ключевая ошибка при оптимизации расходов — сокращение оплаты труда сотрудникам многочисленных подведов. По сути, это весьма чувствительный удар по своему же базовому электорату, бюджетникам, на которых традиционно и держатся выборы в Кузбассе», — полагает Игорь Кузнецов.
«Одного года мало»
«Не отправили в отставку — уже хорошо. Особо громких резонансных ситуаций не было — тоже хорошо. То есть Илья Владимирович нигде особо не накосячил и оперативно отработал все потенциально кризисные, проблемные ситуации», — рассуждает автор политического телеграм-канала «Кузбассовщина», кандидат филологических наук Нина Обелюнас.
Она считает, что на данный момент Илья Середюк находится в стадии формирования своей управленческой команды. «Этот процесс ещё не закончен, учитывая, насколько сильно на эту процедуру влияют интересы федерального центра и антикоррупционный тренд. Ситуация усугубляется тем, что Середюк ещё въезжает в текущую политическую ситуацию. Он всегда себя позиционировал как аполитичный деятель, а быть губернатором и не быть политиком невозможно. Это новая сфера, и на то, чтобы её освоить, все её нюансы, одного года мало», — полагает собеседница.
Как и другие эксперты, она отмечает тяжёлые экономические условия, в которых вынужден работать Середюк. Большой дефицит бюджета, энергетический кризис и недополученные доходы не позволяют ему в полной мере развернуться как главе региона.
«Я думаю, что первые результаты его работы можно будет оценить ближе к концу года, когда начнёт формироваться бюджет на следующий год и когда подведут итоги исполнения различных региональных программ и национальных проектов», — резюмирует Нина Обелюнас.