Журналист kuzbass.aif.ru едва не стала жертвой телефонных мошенников. Публикуем расшифровку разговора и комментарии экспертов, какие уловки использовали жулики.
«Скажите код из SMS»
Днём в среду раздался звонок с незнакомого номера – обычные рабочие будни журналиста.
«Здравствуйте. Анна? Это оператор мобильной связи. Меня зовут Анастасия. У вас сегодня заканчивается период обслуживания вашего номера телефона. Вы об этом помните?» - говорит собеседница на том конце провода.
«С какого перепугу он заканчивается?» - возмущаюсь я и начинаю нервно вспоминать: несколько месяцев назад я поменяла паспорт и, кажется, не на всех своих номерах обновила данные. Неужели по этому поводу звонят?
«С 24-го года в силу вступило распоряжение от Роскомнадзора о том, что каждая SIM-карта получила ограниченный период обслуживания. Вы в дальнейшем планируете пользоваться данным номером? – тараторит голос и, получив моё «да», продолжает. - Я буду составлять заявку на продление. Первоначально укажите, на какой период будем продлевать, я могу внести от 1 года до 15 лет.
Также, поскольку вы остаётесь с нами как клиент, компания предоставляет вам скидку на ближайшие 3 месяца в виде 50% по вашему действующему тарифу. Отправляю в нашу систему запрос на продление вашего номера. Система мне сейчас запрашивает номер вашего старого договора на обслуживание. Подскажите, есть возможность предоставить?»
«Я не буду номера называть»
«В таком случае я буду составлять заявку, чтобы могла восстановить ваш договор. Для этого система вам сейчас направляет push-уведомление от имени нашей компании. Вы его в ходе диалога сможете посмотреть, чтобы мы линию связи не прерывали? – спрашивает собеседница и на мой отрицательный ответ недоумевает. - Вы не умеете или нет возможности? Вам подсказать, как это сделать?»
«Нет, не надо. Я не буду никакие номера называть. Если нужно, сделаю всё самостоятельно через личный кабинет», - отвечаю ей.
«Данная функция вам недоступна. Вы не сможете продлить там номер. У вас телефон будет заблокирован…» - посыпались угрозы. И я положила трубку.
Больше никто не перезвонил. Но вопросы остались. Действительно ли есть распоряжение Роскомнадзора? Что произошло, если бы я назвала цифры из сообщения? И чем цепляют мошенники? Ведь на первых секундах даже я чуть не повелась, хотя регулярно узнаю про новые случаи телефонного развода и схемы жуликов.
Как отличить оператора от лгуна?
В компании оператора мобильной связи, под видом которой звонила мошенница, прокомментировали звонок и объяснили, как вывести вруна на чистую воду.
«Консультант контактного центра любого мобильного оператора не будет просить сообщить ему любые цифры, коды, дополнительные сведения. Он никогда не будет пытаться испугать клиента, вывести его из психологического равновесия, подтолкнуть его к определённым действиям. Если требуются какие-то действия с номером и счётом – то клиенту, как максимум, предложат посетить ближайший к нему салон связи, чтобы уточнить данные.
В большинстве случаев оператор просто отправит SMS или push-уведомление в мобильном приложении. Это значительно проще и дешевле», - объяснил руководитель отдела по связям с общественностью макрорегиона «Сибирь» Александр Паньков.
Он советует: если звонящий под видом оператора настаивает на каких-то действиях или сведениях, то лучше всего просто закончить разговор и заблокировать номер.
«Настоящий сотрудник в редких случаях может запросить у вас ФИО, паспортные данные, кодовое слово, которое вы указали в договоре при подключении к услугам оператора.
Например, паспортные данные нужны для блокировки/разблокировки SIM-карты, а кодовое слово вас могут попросить назвать для смены тарифа или подключения/отключения услуг. И это произойдёт в том случае, если абонент самостоятельно обратится в контактный центр», - подчёркивает собеседник.
«Симка» – без срока годности
В разговоре мошенница упомянула, что действует в соответствии с распоряжением Роскомнадзора об ограничении периода обслуживания SIM-карт. Есть ли вообще такой документ?
«Распоряжение, о котором идёт речь в представленном разговоре – это фейк! – уверяет Александр Паньков. - Главная цель – вывести абонента из равновесия, заставить его нервничать, предпринимать неосмотрительные действия».
Договор об оказании услуг связи не имеет срока действия. В него нужно внести коррективы только в том случае, если у клиента изменились персональные данные – фамилия, например, или данные документа, удостоверяющего личность. Сделать это можно с помощью портала «Госуслуги» или лично в салоне оператора.
Если назвать цифры из SMS…
Что произойдёт, если назвать цифры из сообщения? «Чаще всего мошенники стремятся получить доступ к личному кабинету пользователя на портале «Госуслуги» или к иным сервисам», - объясняет представитель сотового оператора.
Он предупреждает: «Если вы назвали код, то следует как можно быстрее с любого доступного устройства авторизоваться в сервисе, с которого пришло SMS-уведомление, сменить пароль на максимально надёжный и принудительно завершить все прочие сессии на других устройствах, если функционал сервиса это позволяет.
В случае, если был назван код от портала «Госуслуги» и войти со своего устройства на портал уже не получается, то следует лично обратиться в МФЦ, чтобы сбросить пароль. После этого необходимо проверить историю действий в любом сервисе, чтобы узнать, что именно хотели сделать мошенники, получившие доступ к личному кабинету, и удалось ли им это».
На что попадаются люди?
Новокузнецкий психолог Анна Аксенова прослушала разговор и пояснила, чем цепляют мошенники.
По наблюдениям психолога, чаще всего жертвами мошенников становятся люди, находящиеся в состоянии стресса или усталости, либо попросту недалёкие, которые ничего не смотрят, не читают.
«Год назад моя пациентка отдала 1,5 млн руб. мошенникам. У неё на работе были проблемы, муж ушёл, ребёнок не слушался, и она просто была не в адеквате. В этот момент ей пришла рассылка, и из-за своего стрессового состояния она не оценила угрозу и отдала деньги», - рассказывает Анна Николаевна.
Также эксперт поведала о некоторых уловках мошенников, которыми они цепляют людей. Нередко просят уйти в другую комнату, то есть говорить без свидетелей. «Это делается, чтобы держать внимание под контролем – НЛП-технология». Ещё уловка – проявить заботу, сказать комплимент и т.п. «Даже в разговоре с журналистом была такая попытка заботы: «У вас не получается прочитать сообщение? Давайте помогу». У человека после таких слов уходит ощущение опасности».
Четыре схемы телефонного обмана
- Мошенник от лица сотрудника мобильного оператора говорит, что личный кабинет абонента был взломан, а для его восстановления нужно во время разговора ввести USSD-команду. Это последовательность символов, которая начинается со «звездочки» и заканчиваются «решеткой». Если ввести такую USSD-команду, мошенник сможет переадресовать вызовы с номера человека на свой. В результате злоумышленник сможет полноценно управлять номером телефона абонента.
- Мошенник предлагает абоненту сменить тарифный план «на более выгодный» и просит назвать код из SMS для входа в личный кабинет. Если выполнить эту просьбу, злоумышленник получит доступ к личному кабинету абонента или к учётной записи на портале «Госуслуг».
- Абоненту заявляют, что ему необходимо актуализировать персональные данные прямо во время телефонного разговора. При этом злоумышленники заявляют, что если этого не сделать, то номер телефона будет заблокирован. Поддавшись на манипуляцию, можно лишиться доступа к личному кабинету абонента или к учётной записи на «Госуслугах».
- Мошенник от лица службы безопасности мобильного оператора сообщает, что у SIM-карты абонента заканчивается срок действия. «Во избежание блокировки» абоненту предлагают назвать код из SMS или ввести команду со своего телефона. Последствия, если довериться злоумышленникам, аналогичные.