«Кому на Руси жить хорошо?» – этот некрасовский вопрос не теряет актуальности уже два столетия. Получить на него объективный ответ можно, если опираться на официальные данные Минфина, Минрегиона, Минздрава, Росстата и др. ведомств. «АиФ в Кузбассе» проследил, как изменилась жизнь в регионе за год.
В чём отстаём?
Хуже всего в Кузбассе обстоят дела с безопасностью жизни – по числу травм и отравлений область на последнем месте в стране: на тысячу человек приходится 131 травма, тогда как в среднем по стране – 93. Причины такого положения пояснил Михаил БАРАНОВ, заведующий травматологическим отделением ГКБ № 1: «Во-первых, область урбанизированная, у нас высокая доля городского населения. А, как правило, в городах травматизм выше, нежели в деревнях. Во-вторых, в Кузбассе широко представлены угольные и металлургические предприятия, в которых нередки производственные травмы. В-третьих, надо признаться, что есть определённая доля травм криминального характера, поскольку высок процент тех, кто, отбыв наказание, оседает на территории области (по данным полиции, ежегодно из тюрем области выходят на свободу по 7-9 тыс. человек, из которых около 80% остаются жить в Кемеровской области. – Прим. ред.)». Однако, по словам врача, показатели травматизма в Кузбассе высоки стабильно. Эта ситуация сложилась не год-два назад, а гораздо раньше.
Наибольшие потери в демографии. В состав этого показателя вошли две цифры – естественное и миграционное движение. Первая за год даже улучшилась в два раза: коэффициент естественной убыли был 2,8, а стал 1,4 (если в 2012м умерло на 7,6 тыс. человек больше, чем родилось, то в 2013-м – на 3,8). Но на фоне общероссийской тенденции этого недостаточно, поэтому Кузбасс пропускает вперёд соседние Новосибирск, Томск, Красноярск.
Настораживает другая цифра – миграционная: если до 2011 г. количество приехавших превышало количество уехавших, то в последние три года ситуация поменялась на противоположную. По данным Кемеровостата, в 2011 г. из Кузбасса уехало на 2,8 тыс. человек больше, чем приехало, в 2012 г. – на 4,5 тыс., в 2013 г. – на 5,3 тыс. На словах эта тенденция выглядит так. Гурьянка Ирина БОГАЧЁВА рассказывает: «Гурьевск становится городом пенсионеров. Дети, заканчивая школу, уезжают учиться и практически не возвращаются, т. к. не видят перспективы ни в карьере, ни в зарплате». Такое же чемоданное настроение и у юных новокузнечан: в 2012 г. 38% первокурсников предпочли иногородние вузы, в 2013 г. – уже 45%. Но и состоявшиеся профессионалы не отстают от молодёжи. «За последний год у нас несколько врачей переехали в Краснодар. Уезжают туда, где тепло, море, где продукты дешевле, где вместо 25 тыс. руб. за ту же работу платят 41 тыс.», – констатировал в одном из интервью главный врач станции скорой медицинской помощи г. Новокузнецка Рамиль ГАЙНУЛИН.
Чемоданное настроение не возникает из пустоты. Его появление можно объяснить остальными потерями качества жизни в регионе. Во-первых, нерешённостью жилищной проблемы: Кузбасс тянет вниз 1,2% населения, проживающего в аварийных домах (в среднем по России – 0,8%). Во-вторых, экологическая ситуация: по количеству выбросов в атмосферу область находится в десятке лидеров-загрязнителей, при этом не спешит раскошеливаться на природоохранные мероприятия (тратит в 2,5 раза меньше, чем в среднем по России). В-третьих, по уровню доходов область за год немного скатилась вниз – не за счёт того, что кузбассовцы стали меньше зарабатывать, а за счёт того, что другие российские регионы вырвались вперёд, а кузбасские кошельки остались прежнего размера.
В чём опережаем?
Но не всё так плохо. За год улучшилась транспортная инфраструктура (по этому показателю область с большим отрывом опережает соседей-сибиряков): плотность автомобильных дорог увеличилась на 60%, а плотность железнодорожных путей хоть и не изменилась, но остаётся самой высокой в Сибири. Правда, эти цифры не выражают негативного отношения людей к постоянному сокращению числа курсирующих по дорогам электричек или к несвоевременно очищенным от снега и залатанным кирпичами автомагистралям. Но не будем портить и без того небольшую ложку мёда – перейдём к ещё одному, хоть и незначительному, но прорыву. Позиции родины по здоровью за год улучшились, хотя статистика не бесспорная. С одной стороны, выросла младенческая смертность (умирало около семи малышей на 1 тыс. родившихся живыми, а по итогам 2013 года, стало умирать почти 9), с другой – больных кузбассовцев стало меньше (817 на 1 тыс. населения в 2013 г. против 839 в 2012 г.).
Кемеровская область в отчётах местных властей и новостных сюжетах зачастую представляется как преуспевающий регион. Можно сколько угодно верить этим радужным картинкам – до тех пор, пока не заглянешь в официальные цифры. Уж они-то любого заставят снять розовые очки, объективно посмотреть, как выглядит область на фоне остальных российских регионов, и зажмуриться от досады за отставание. А ведь кузбассовцы тоже хотят дышать самым чистым воздухом в стране, как алтайцы. Хотят, как краснодарцы, жить в новых домах. Хотят, чтобы на одного врача в очереди стояло не 238 человек, а хотя бы 133, как на Чукотке.
Мнение эксперта
Людей – много, денег – мало
Знакомство с любыми рейтингами требует большой осторожности, т. к. там много подводных камней, некоторые вещи двусмысленны.
Различия регионов формировались десятилетиями, а иногда и веками, они обусловлены различными природными, экономическими и др. факторами. Вряд ли здесь можно быстро и кардинально изменить ситуацию. Так, индустриальное развитие с сопутствующей плохой экологией обеспечивают нам более высокий уровень жизни по сравнению со многими соседними регионами, но понижают наш общий рейтинг, создают проблемы с безопасностью жизни. В Кузбассе традиционно много зон, исправительных учреждений. Не отсюда ли у населения весьма высокая оценка уровня криминогенности в регионе – 61,7%? Уровень освоенности территории, доля площади населённых пунктов в общей площади территории у нас 4,1% (в Новосибирской области – 1,5, в Алтайском крае – 2,3) – это рекорд для Сибири. Предположу, что такой урбанизированный регион нуждается в большем внимании со стороны Москвы, существенном финансировании из федерального бюджета, куда уходят основные наши налоги. А этого нет. Не отсюда ли наши многие проблемы и низкие позиции в общероссийском рейтинге?
Андрей ПОЛУХИН, политолог, кандидат исторических наук, доцент КузГПА
Мнение эксперта
Без паники
В последние год-два новокузнечан охватывает паника. Люди бегут оттого, что в городе живут активные негативные мысли-действия: город грязный, экология опасная, Новокузнецк умирает, нормальные люди все уехали, здесь нет перспектив; если сейчас не уедем, потом так здесь и погибнем.
Складывается ощущение, что кто-то постоянно эти негативные мысли о городе подтверждает, давая им яркую жизнь в форме влияния на неуверенных людей. Я бы порекомендовала спокойно реагировать на любой негатив. Лучше напишите плюсы и минусы города/области для вас и только потом принимайте решение, уезжать или нет. Не разрешайте панике управлять вашими действиями. Ваша жизнь принадлежит только вам, и только с вашего пассивного или активного согласия в ней что-то происходит.
Анна АКСЕНОВА, психолог, бизнес-консультант
Мнение эксперта
Тарифы растут, а машины стоят
Почувствовала ли я на себе лично ухудшение качества жизни? Во-первых, многие кузбассовцы ощутили на себе рост тарифов ЖКХ. Понятно, что сейчас в большинстве регионов люди столкнулись с такой же проблемой. Получается, что из семейного бюджета стали уходить значительные средства на коммуналку. И это при отсутствии роста заработных плат. Во-вторых, в Новокузнецке по-прежнему не хватает культурных учреждений. Приезжают артисты – нет приемлемых залов для их выступлений. Сама столкнулась в 2013 г. с этой проблемой: пришлось ехать на концерт любимого артиста в соседний Новосибирск. В-третьих, дышать в городе по-прежнему тяжело. Особенно почувствовали это, когда всю осень и начало календарной зимы не было снега: ветер вроде подует – дышится легче, но это же не решает сложившуюся ситуацию. В-четвёртых, на работу и домой едем через пробки. Не хватает транспортных развязок. Одна-две аварии на дороге – и жители Новоильинского и Заводского районов стоят в автомобильных очередях. Кроме того, в минувшем году многие знакомые остались без работы, т. к. начались сокращения на предприятиях. Две семьи, с которыми общаюсь, планируют сменить место жительства. Говорят, перспектив развития у города мало. Хотелось бы, чтобы власть вела более активную политику в плане развития кузбасских городов и области в целом.
Оксана ГОРДЕЕВА, главный редактор журнала «Всему свету по совету»