Примерное время чтения: 4 минуты
1036

Почему спиваются аборигены?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14 02/04/2014
Бороться за трезвость власти призывают на праздниках
Бороться за трезвость власти призывают на праздниках / Евгения Обымахо / АиФ

В конце февраля в мыс­ков­ском посёлке Чу­ваш­ка чиновники, общественники, врачи и представители национальных объединений шорцев и телеутов обсуждали алкоголизм, распространившийся среди коренных малочисленных народов Куз­басса. В России уже боролись с пьянством, вырубая виноградники и проводя трезвые свадьбы. Как собираются защищать от этой «заразы» аборигенов теперь?

Праздники нас спасут?

Когда возникают подобные дискуссии, невольно спрашиваешь себя, неужели шорцы и телеуты пьют больше других? Но этот вопрос – риторический. Даже на семинаре он остался без ответа, ведь по национальностям пьяниц не разделяют, есть лишь общие показатели выпитого спиртного по области.
Считается, что больше пьют деревенские жители. А поскольку аборигены в основном живут в посёлках, то их эта проблема и касается. Она усугубляется физическими особенностями усвоения алкоголя: концентрация этанола в организме шорцев и телеутов дольше остаётся высокой, нежели у европейцев.
«Общественные и некоммерческие структуры должны помочь представителям коренных малочисленных народов найти позитивные для здоровья стороны образа жизни», – рекомендовала член областной Общественной палаты, доктор технических наук Светлана ХОРУНЖИНА. Список «позитива» каждый участник получил вместе с буклетом. В нём – творческие фестивали, конкурсы красоты, спартакиады, национальные праздники.

>>
В Кузбассе 10, 6 тыс. шорцев и 2, 5 тыс. телеутов

Потерянные связи

«Вот так и живём – пляшем и поём, – с иронией говорит участница семинара, жительница Чувашки Валентина БОРИС­КИНА. – Организаторы остались довольные и счастливые, галочку поставили, а мы так и не получили ответа на вопрос: как дальше жить? Я не против культуры, но она должна быть дополнением к социально-экономическим мерам. Но проблемами коренных народов занимается департамент культуры, наверное, поэтому нам, кроме как петь и плясать, ничего больше не предлагается». По мнению шорки, нужно вернуть её народу национальный сельсовет, тогда проблемы посёлков будут решаться в ином ракурсе, а не перекладываться на общественников и массовиков-затейников.
Издревле основными занятиями шорцев были сельское хозяйство, охота, рыболовство, сбор дикоросов. «Мой отец был охотником, имел свою деляну, пойманного зверя он продавал или обменивал. Рыбачил в Мрассу – тогда река была полноводная, много рыбы, улова хватало для большой семьи, – вспоминает жительница Чувашки. – А сейчас мы живём в окружении разрезов, из земли остались только огороды, всё вокруг повырублено, даже зайцы перевелись, за колбой или орехами ходить некуда, реки стали мелкие и грязные. И что людям, лишённым традиционной связи с природой, остаётся делать? Пить?» Чтобы спасти свой посёлок от вымирания, в прошлом году жители объединились в инициативную группу, всё лето пикетировали местную администрацию, писали письма в Москву – жаловались на проблему экологическую, а получили алкоголическую.

Без света и запретов

Многие проблемы вполне по плечу местным чиновникам. Поселковые дети ездят учиться в Мыски, их отвозит и привозит специальный автобус. Но если ребёнок задержится на секции или в кружке, то ему придётся ждать рейсовый автобус, который ходит раз в три часа. Т. е. школьники стоят перед выбором: добираться до дома с комфортом и убивать время, чем придётся, в том числе и алкоголем, или ходить на дополнительные занятия и потом мёрзнуть на остановке.
Шорцы задавали вопросы и про отдалённые посёлки, где до сих пор нет электричества. Например, к так называемому Усть-Анзасскому узлу, что в Таштагольском районе, относятся шесть посёлков. Разговоры об их электрификации ведутся лет 20. На дворе XXI век, а прогресс до этих деревень так и не дополз.
А уж об относительно недавно принятых законах тут и вовсе не слышали. «Как можно бороться с алкоголизмом, если в нашем магазинчике круглые сутки водку продают?» – спрашивает жительница Чувашки Алевтина МАЙТАКОВА. И её удивляет, что в Кузбассе ещё с 2010 г. алкоголем не торгуют с 22 до 9 часов. Почему Чувашка оказалась вне закона – непонятно. Как непонятно и то, что мешает местной власти давать деньги людям на развитие бизнеса, основанного на традиционных промыслах. Одно такое предприятие – это и рабочие места, и сохранение традиционного уклада, и возврат шорцев в трезвую жизнь.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах