Жительница Новокузнецка перевела мошенникам 1,7 млн рублей. Ей якобы позвонил оператор с необходимостью продлить сим-карту. Новокузнечанка знала, что так орудуют преступники, но всё равно взяла кредиты в двух банках и выполнила всё, что ей сказали. Почему мы, зная об этих преступных схемах, всё равно верим аферистам? Об этом «АиФ в Кузбассе» рассказала психолог Вера Солдатова.
Почему удочка ловит?
Действия мошенников, как говорит психолог Вера Солдатова, основаны на социальной инженерии, то есть они осознанно давят на болевые точки. Во время переизбытка информации и высокой тревожности у людей преступники давят на эмоции и пытаются застать врасплох.
Почему вообще мы верим мошенникам? Всё потому, что они часто используют вызывающий доверие статус, требуют от человека быстрого принятия решений, пугают или наоборот, используют ласковый и заботливый тон. Эти факторы создают условия для сильного стресса, в котором люди более управляемые — стресс снижает критическое мышление.
Критическое мышление, в свою очередь, может отключаться по нескольким причинам:
- Неожиданность звонка с незнакомого номера. Когда звонит неизвестный и сообщает что-то страшное или внезапное, человек попадает в состояние шока, в котором становиться сложно или невозможно думать.
- Осведомлённость о жертве: мошенники знают имя, должность и банк, где жертва хранит свои деньги, что вызывает доверие.
- Перегрузка когнитивных центров: мошенники используют уверенный и быстрый стиль разговора, забрасывают противоречивой информацией и аргументами, что не оставляет времени на анализ ситуации и принятие взвешенного решения.
- Внушение: мошенники повторяют названия своих должностей и используют другие методы внушения, что делает жертву уязвимой.
Звонит мошенник — а дальше?
Если вам позвонил мошенник или кто-то похожий на него, и есть хоть капля сомнения, нужно прекратить разговор или взять паузу: например, попросить, чтобы вам перезвонили. Остановка поможет сориентироваться в ситуации. Не стоит принимать решений, когда вами управляют сильные эмоции, особенно когда они касаются финансов или имущества. Стоит попросить присоединиться к разговору другого человека, который будет лишних эмоций сможет оценить ситуацию объективно.
Очень важно задавать себе вопросы и проверять достоверность источников информации даже от знакомых. Спросите у собеседника имя, узнайте, откуда звонят, что случилось. В таком случае мошенники часто бросают трубку. В разговоре обращайте внимание на тон собеседника и его просьбы: если они кажутся подозрительными, перезванивайте по обычному телефону или в другом мессенджере. Обсудите полученную информацию со специалистами, позвонив по официальному номеру банка, и с близкими людьми. И, конечно, интересуйтесь мошенническими схемами и основой защиты, чтобы не стать жертвой их уловок.
Если вы стали жертвой?..
Попасться на удочку мошенников могут все, независимо от образования и интеллекта. Как пережить стыд и страх, если всё-таки попались?
Пострадать от действий мошенника — это психологическое потрясение, которое выражается в чувствах обиды, стыда, вины, злости, горя и потери. Мы ведь теряем не только деньги, но и самоуважение.
«Важно помнить, что кроме мошенников вас окружают близкие вам люди, которые любят и поддерживают вас. Эта ситуация неприятна, но решаема: нужно учиться на ошибках, искать поддержку и двигаться вперёд», — говорит Вера Солдатова.
Как себе помочь, если вы стали жертвой мошенников:
- Не ругайте себя. Главное, что все живы, остальное не так важно.
- Поделитесь эмоциями с теми, кто не будет ругать, а просто выслушает.
- Вспомните, что вас обычно успокаивает, и позвольте это себе сделать (например, вкусная еда, массаж, встреча с близкими, прогулка и т. д.).
Как утешить другого:
- Не ругайте пострадавшего, ему и так плохо, он ругает сам себя.
- Выслушайте его и помогите ему справиться с негативными эмоциями.
- Предложите свою помощь или просто поддержите его словами (а лучше деньгами, угощением).
- Не торопитесь делать выводы из ситуации, исключите ложный позитив (из серии «Но зато…»).