Пока спецпредставитель ООН и Лиги арабских государств Кофи Аннан пытался начать переговоры между сирийской властью и оппозицией, США с союзниками начали обсуждать планы вторжения. Осмелится ли Запад разбомбить ещё одну страну?
Въехать из Ливана через границу - никаких проблем: пограничники, лениво курящие у шлагбаума, машину не обыскивают. «Они тебя знают?» - спрашиваю я у водителя Ахмеда. «Нет, - усмехается он. - Но они знают мои деньги. Двадцать долларов - и тебя не трогают». То же самое на въезде в Дамаск: мёрзнущий в тумане на блокпосту офицер мухабарата - государственной безопасности - прячет хрустящую бумажку в карман и машет рукой - проезжай. Уже тут понимаешь - революция в Сирии началась не на пустом месте.
Точно так же за взятки местная полиция пропускает грузовики с оружием для боевиков в Хомсе. Даже во время гражданской войны и армейское начальство, и госчиновники действуют в прежнем ключе - используют любой способ, чтобы набить свой карман. О том, что их самих потом вздёрнут на первом же столбе, никто не думает.
«Будут убивать всех русских»
Дамаск встречает опустевшими улицами - ветер метёт по тротуарам обрывки газет. Возле магазинов без покупателей сидят владельцы и, щурясь на солнце, играют друг с другом в нарды. Двери разорившихся ресторанов заперты на замок, пообедать можно лишь шаурмой. Большая часть гостиниц закрылась, оставшиеся работают по инерции. Туристы покинули столицу Сирии, страна несёт миллиардные убытки - десятки тысяч людей остались без работы.
Захожу в первый попавшийся отель: год назад номер там стоил 200 евро, сейчас - 75 долларов. Портье вздыхает: «Живите, где хотите. Возьмёте люкс? Всё равно у нас тут ни одного постояльца». Горячей воды в гостинице нет, отопления - тоже, спать приходится одетым. Электричество дают на 8 часов в сутки: Дамаск привыкает к режиму введённых Западом экономических санкций. Прошлой весной каждый магазинчик пестрел плакатами с лицом президента Башара аль-Асада, водители гордо лепили портрет лидера на лобовое стекло. Сейчас изображения аль-Асада исчезли - люди боятся смены власти. «Мало ли что, - пряча глаза, объясняет владелец сувенирной лавочки, совсем недавно клявшийся умереть за президента. - Башар может и не удержаться, а если Дамаск захватят боевики… У меня же дети». Национальная валюта - сирийский фунт - рассыпается на глазах. Банковский курс - 59 фунтов за 1 доллар. Утром, когда я приехал в Сирию, на чёрном рынке давали 70 фунтов за бакс, а уже к вечеру цена повысилась до восьмидесяти. Завтра, грустно обещают менялы, будет вообще сто.
…В центре города - спецназ и танки. При попытке фотосъёмки солдаты начинают отнимать у меня камеру. Я сражаюсь за редакционное имущество, как гладиатор. Разборку прекращает офицер, спросивший документы. «Русский? А, вас-то мы любим. Но лучше тебе гулять отсюда и не светить фотоаппаратом - будут проблемы». Ещё раньше, всю дорогу от Бейрута до Дамаска, водитель Ахмед без устали объяснял: «Не заикайся нигде, что ты из России. Исламисты считают - режим Башара держится только благодаря помощи Москвы. Здесь, в Дамаске, тебя назовут братом, но в Хомсе боевики поклялись Аллахом, что будут убивать всех русских. Если поедешь туда, прикинься американцем. По-английски говоришь с акцентом? Ну, тогда финном, у нас финский никто не знает».
- Революция, ты научила нас
Верить в несправедливость
добра.
Сколько миров мы сжигаем в час
Во имя твоего святого костра?
- цитируя рок-группу «ДДТ», профессор Джамаль аль-Бахр (выпускник советского МГУ) добавляет пару крепких слов. Мы идём с ним по площади Юсефа аль-Азма, Джамаль кипятится, размахивая руками. Обычный сирийский стиль разговора: спокойно тут не говорят, а уж объяснить ситуацию в стране без жестов сейчас вряд ли кому-то под силу.
«На фиг такую революцию!»
- Я тоже сначала поддержал революцию! - горячится профессор. - Заколебала коррупция на всех уровнях, невозможность решить любой вопрос без взятки, маленькие зарплаты. Но сейчас моё мнение в корне изменилось! Запад изображает Башара аль-Асада кровавым диктатором, однако на фоне реальных тиранов он просто ангел. Башар не вешал людей на улицах, как Саддам, а его семья не воровала миллиарды, как родичи Каддафи. Ты видел в Дамаске хоть один памятник Башару? И не увидишь. В Сирии бесплатная медицина и бесплатное образование,
а преступности мы вообще не знали. Я ждал от «арабской весны» перемен и что получил? Деньги стали трухой, бои в городах, бандиты грабят машины, мои дети без работы. На фиг такую революцию!
После шести вечера я возвращаюсь в отель - иду переулками от мечети Омейядов в старом городе. Уличное освещение не работает… Тьма такая, что чёрт ногу сломит: на мостовых пляшут пятна света фонариков. В кальянных, яростно глотая табачный дым, народ ведёт мрачные разговоры. Люди опасаются бомбёжек НАТО - в скором начале воздушных ударов мало кто сомневается. «Сперва прилетят американские самолёты, а потом натовцы заплатят офицерам, проспонсируют переворот! - кричит на всю улицу участник жаркой дискуссии, студент в платке-арафатке. - Всё по схеме, как в Ливии!» Посетители согласно кивают: итоги ливийской революции отрезвили многих сирийцев. «Башар - диктатор, спору нет, - говорит мне Мишель, владелец винного магазина в христианском квартале. - Родственничков на посты расставил, правит единолично. Но я не хочу, чтобы Дамаск бомбили и в городе начались бои: мой магазин исламисты первым делом разнесут к чёрту. Башара сбросят - здесь всё захлебнётся кровью. Перегрызутся алавиты с суннитами, подтянутся шииты и христиане… Увидишь, будет большая война».
Ночью я выхожу на балкон - смотрю на мёртвую столицу, осаждённую со всех сторон восставшими городами. Без электричества, тепла и горячей воды - лишь жмутся на углах замёрзшие полицейские. Несмотря на коррупцию, международные санкции и общую слабость власти, у Сирии пока есть шанс подавить мятеж исламистов - Запад не осмеливается бомбить Дамаск по одной простой причине: здесь слишком мало нефти и слишком много купленных у России систем ПВО.
«Самое главное - сделать классное шоу для телевидения». Как ведётся информационная война против Сирии?
Читайте репортаж обозревателя «АиФ» из мятежного Хомса.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть