Царские врата в храмах открыты всю неделю, каждый день вокруг церкви совершается крестный ход. Весь период до Вознесения считается пасхальным, и православные приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!» и ответом «Воистину воскресе!».
Артос
По-гречески означает «квасной хлеб». Артос — общий всем членам Церкви освященный хлеб, большая всецелая просфора; произносится с ударением на первом слоге. В продолжение всей Светлой седмицы артос занимает в храме самое видное место наряду с образом воскресения Господня и в заключение пасхальных торжеств раздается верующим. Употребление артоса начинается с самого начала христианства. После вознесения Спасителя на небо ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе. Готовя обычную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Богу и клали туда хлеб — видимое выражение того, что Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. Артос освящается особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи. А в субботу Светлой седмицы священник, произнося молитву, раздробляет артос и раздает народу как святыню. Его нужно хранить, предварительно нарезав и высушив, в самом почетном месте в доме. Верующие употребляют его в особых случаях как средство от болезней и немощей и всегда со словами: «Христос воскресе!». Испортившийся артос следует сжечь самому или в церковной печи. Род артоса на нижней степени освящения — пасхальный кулич.
Куличи и пасхи
Христианская Пасха — Сам Христос, Его кровь и тело, которые верующие получают в таинстве причастия. Поэтому особенно следует причащаться в день Пасхи. Но, к сожалению, не все так делают, и оттого по совершении литургии на Пасху благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих — пасхи и куличи, чтобы люди, когда их едят, вспоминали о причащении истинной Пасхи Христовой и о соединении всех верных в Иисусе Христе. Куличи и пасхи — символ семейного праздника, когда, придя из храма домой и окончив подвиг поста, все в знак радостного единения начинают телесное подкрепление. Следует помнить, что пасхальный кулич — церковно-обрядовая пища, а никак не роскошь.
Разговение
После пасхального богослужения в храме верующие получают право разговеться. Важно во время праздника не впасть в чревоугодие и, того хуже, в пьянство. Для некоторых Пасха — «праздников праздник и торжество из торжеств», потому что теперь наконец можно объесться. Когда человек пытается наладить духовную жизнь, он даже иногда и не замечает, что время разговляться уже пришло — так быстро и в заботах проходит пост. Светлая седмица — тоже время молитвы, в идеале верующие должны каждый день ходить в храм. Отличный способ различать степень сытости предложил Силуан Афонский: если после еды человек хочет молиться, то он съел достаточно, а если молиться не хочется, то он уже объелся.
Поминовение усопших
Массовые паломничества на кладбище на Пасху — пережиток советского прошлого. В условиях, когда все церкви были закрыты, верующие могли собраться без риска быть обвиненными в чем-либо только на кладбище — почти как в первом веке христианства. Пасха — день, в который Христос воскрес из мертвых, поэтому мертвых как бы нет: у Бога все живы. Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, во вторник — его называют Радоницей. А Пасху верующие встречают в храме. Не нужно оставлять на могилах рюмку водки, кусок хлеба и сигареты «для усопшего». Таков языческий обычай, отсылающий нас к тем временам, когда умершему клали в гроб вещи, которые могут ему пригодиться по дороге на тот свет. Православный обычай подразумевает иное поведение на кладбище. На могиле зажигается свеча, близкие молятся об умершем или просто молчат, его вспоминая. Затем убирают могилу. Есть и пить на кладбище, да и оставлять еду на могиле не обязательно. Лучше отдайте ее нищим или голодным.
Источник: «Воронежский Курьер»