Читайте также: | |
---|---|
...Стобалльников перепроверят? | |
У троих кузбасских выпускников, сдававших ЕГЭ 30 мая, аннулированы результаты | |
В Кузбассе на большинстве пунктов сдачи ЕГЭ ведется видеонаблюдение |
Кемерово, 13 июня - АиФ-Кузбасс. Подобные «перлы» можно было найти в сочинениях выпускников ещё несколько лет назад. Что изменилось с тех пор, как школьники стали сдавать ГИА и ЕГЭ? Учитель литературы Татьяна ПОСАДСКИХ рассказала, как учителя и ученики готовились к экзаменам и что из этого вышло.
– Татьяна Васильевна, какие «перлы» выдают нынешние выпускники в экзаменационных работах?
– Буквально неделю назад моя коллега проверяла работы одиннадцатиклассников по ЕГЭ по русскому языку и поделилась: «Когда в школе мы изучали М. Горького, мы сталкивались с рассказом «Му-му». Мне это произведение понравилось тем, что никто не знал какая у кого будет судьба. Даже бедная собачка. Герасим не по своей воле взял и утопил животное. Судьба такая и у него и у собачки». (Это дословно, с авторской пунктуацией!) В этом примере смех и слёзы вызывает каждое слово: и то, что выпускник приписал рассказ Тургенева Горькому, и расстановка знаков препинания, и «глубина» мысли, и даже само написание названия «Муму».
– Такие сентенции в сочинениях были всегда. Помнится, в журналах публиковали юмористические колонки «Из школьных сочинений». Сегодня какие задания ставят учеников в тупик и почему?
– Выбрать правильный ответ из предложенных и поставить напротив него галочку – просто. Но на экзамене по русскому языку при выполнении последнего задания – сочинения публицистического характера – ученик должен привести как минимум два примера из литературных произведений и один – из собственного жизненного опыта. Но, как правило, в 17 лет глубокого опыта ещё нет, поэтому нужно опираться на публикации в газетах, на фильмы, телепередачи. Нужна начитанность, которой, к сожалению, нет. Одна знакомая учительница так и сказала: «Старшеклассники, бывает, приводят в пример «Красную Шапочку» да «Колобка». Потому что ничего больше не читали!» А вопросы ведь действительно сложные. Например, в этом году КИМы (контрольно-измерительные материалы, задания для ЕГЭ и ГИА. – Прим. ред.) предложили текст Астафьева: инвалид войны едет в поезде с молодой, пышущей здоровьем спутницей, он любит её, балует, постель застилает одной рукой. Здесь нужно рассуждать о разных видах любви, о чутком отношении к этому сложному чувству. И Колобок с Шапочкой тут не помогут.
Ломоносовы есть?
– Помнится, ЕГЭ вводили с той целью, чтобы современные Ломоносовы имели возможность учиться в любом вузе. Есть ли примеры, когда выпускники из глубинки, получившие на ЕГЭ высокие баллы, поступали в столичные университеты? И сколько времени нужно на качественную подготовку?
– В прошлом году мои выпускники сдавали ЕГЭ по литературе, двое набрали более 90 баллов и поступили в университеты Москвы и Санкт-Петербурга. Эти старшеклассницы начали готовиться с десятого класса. В течение двух лет раз в неделю они ходили на подготовительные занятия, мы с ними выполняли тренировочные задания из КИМов, опубликованные в «решебниках» и на сайте Федерального института педагогических измерений. А, к примеру, другая выпускница начала готовиться лишь в апреле. Экзамен она сдала, но набрала только около 60 баллов.
– Расскажите об обратной стороне экзаменов. Как к ним готовились педагоги, которые проверяют работы?
– Сама проверка напоминает экзамен у школьников. Эксперты отключают телефоны, они не имеют права общаться друг с другом, советоваться, могут консультироваться только с председателем комиссии. Всё зашифровано: ни автора работы, ни номера его школы эксперт не знает. Абсолютно объективная проверка. Учителя гуманно подходят к работам. Например, по правилам, если работа написана неразборчивым почерком, она не оценивается. Но учителя всё равно не откладывают такую работу – мучаются, сидят, разбирают по буквам, потому что каждый понимает, что в этот момент решает судьбу ребёнка.
Чтобы сдать, нужно с детства читать
– Что изменилось с тех пор, как традиционные экзамены заменили на ЕГЭ и ГИА?
– Во-первых, дети поменялись. Они стали мыслить уже, но математически более точно. Они боятся ошибиться, боятся ответить неточно. Поэтому в работах исчезло творческое начало.
Во-вторых, традиционную форму отменили, потому что считалось, что все списывают. А что сейчас происходит? Не то же ли самое? Иду я, на улице стоят выпускники, которые только что сдали математику. Спрашиваю у них: «Ребятишки, ответы совпали?» Они хором отвечают, что совпали, что ответы они накануне экзамена нашли в Интернете. То есть экзамен превратился в формальную процедуру, для галочки. За что боролись, на то и напоролись.
– Что, на ваш взгляд, нужно делать, чтобы ученики лучше готовились, чтобы родители не дрожали за них в ожидании оценок?
– Читать ребятам нужно с раннего детства. Прививать любовь к литературе. Родители работают круглые сутки. Накупят детям дорогих игрушек, лишь бы «не доставали», не задавали вопросы. Ребёнок сыт, одет, обут, но он брошенный. Когда пятиклассники приходят ко мне, на первом уроке даю анкету: «Ваша любимая книга». Они называют иностранные мультфильмы! Даже и не подозревают, что любимую ими «Русалочку» написал Андерсен, для них это американский мультик. Современные дети никаких сказок не читали, они смотрели американские мультфильмы, играли с Барби и в «тачки». У них «оцифрованное» детство, которое делает и мышление «оцифрованным». А как же душа? А нравственные ценности? Национальная идея? Говорят, что скоро английский язык сделают обязательным экзаменом. Не русскую литературу, которая воспитывает, учит самостоятельно мыслить, а чужой язык! В то время как весь мир наряду с Библией и «Дон Кихотом» читает Достоевского и Толстого, наши дети ничего не читают. Они смотрят чужие мультики, учат чужой язык. От этого грустно становится.